Истоки: земля и люди 4

Земли крестьянских наделов не везде были одинаковыми. В одних селениях они илистые и благоприятные для хлебопашества, иногда особо плодородные, в других — суглинок и подзол (такие наделы и достались Гриневским крестьянам). Кроме того, захватывает Гринево и близлежащие деревни «сушь каргопольская», которая широкой полосой тянется от города по направлению за Пудож: на многие версты не было здесь ни речки, ни ручейка, ни даже ключей. И чтобы добыть необходимую для людей и животных воду, крестьяне рыли глубокие, до сорока и более метров, колодцы. Нелегко жилось здесь, но повседневная борьба с природными условиями воспитала в характере местных жителей стойкость к невзгодам и вместе с тем большую любовь к родной земле, к своей деревне.
Каргопольский крестьянин был среднего роста, крепок и силен телом, круглолиц, русоволос, с мужественным лицом (по замечанию Г. Р. Державина, каргопольские парни — самые красивые в губернии). Люди с вольнолюбивым нравом, большим чувством собственного достоинства и мягким характером, местные жители были трудолюбивы и сметливы, тверды в своем слове, гостеприимны и честны. Они отличались светлым и рассудительным умом, издавна были «охочи до грамоты». По замечанию бытописателей, у коренного населения никогда не терялось стремление к высшим идеалам. В крестьянской среде не знали жадности к деньгам: почти все необходимое для жизни и хозяйственных нужд делали своими руками, а излишки продавали нередко чуть ли не за бесценок.
В начале нашего столетия на Каргополыцине еще наблюдали близкий древнерусскому уклад жизни, с обычаями старины, любовно чтимой в народе. Это было характерно и для общественного быта деревни: люди жили крепкой общиной и «помочами» — сообща делали все работы: вместе косили сено, жали хлеб, обрабатывали лен. Традиционные устои в семьях особенно ревностно охранялись хозяйками домов.
Земля эта была живым очагом эпической традиции Древней Руси, хранителями и продолжателями которой являлись исключительно крестьяне: старшее поколение изустно передавало бесценное наследие прошлого молодым. Здесь жила былина киевских времен, древний духовный стих и «досельная» историческая песнь. Путешественники и исследователи этих мест рассказывали, как слышали от калик перехожих песни о Владимире Красном Солнышке, о Голубиной книге.
«Как некую святыню хранит старик семейные предания и рассказывает их в назидание потомству,— писал местный краевед.— И связаны они [...] с общегосударственными историческими событиями ».
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики