Баба 2

Резные изображения Пятниц можно было видеть и у колодцев, где им в дар приносили льняную холстину, выпряденные нитки и кудель, бросая все это в воду, чтобы не иссякая текли от Пятницы дары благодати. В народе верили, что помогала она женщинам во всех домашних работах. Но лишь тем помогала, кто соблюдал заветы и свято чтил ее день; не любила, чтобы в пятницу пряли, ткали и шили. В пятницу мужчины не пашут, а женщины не прядут. Тем же, кто работал в эти дни, являлась вдруг она в виде девушки неслыханной красоты и показывала пряхам свою изодранную косу, а пахарям и молотильщикам — покрытое синяками белое тело. Говорила, что это они так ее калечат плугами и цепами.
Возможно, была Пятница для русского крестьянства образом родной «матери сырой земли» и животворящих ее сил. К земле еще с детства воспитывалось у него глубокое сыновнее уважение, а клятва землей, в частности, и в Каргополье была священной. И еще сейчас помнят здесь старые жительницы, как их родители ходили в поле каяться в неправедной жизни своей «матери-сырой земелюшке». Зимой же, когда все вокруг было занесено снегом, горсть землицы доставали из подполья.
Земля для крестьянина была словно живое существо.


И. В. и Е. А. Дружинины. Крестьянка с собачкой. 1947


Конец полотенца. Вторая половина XIX в.

Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей вешнего солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед, плакала и стонала от людской неправды. И в глазах народа была она чистой и светлой. Не потому ли олицетворявшие ее фигурки каргопольских баб закрашивались именно белой краской?
Пред.     След.