Баба 5

День весеннего солнечного равноденствия зовется на каргопольской земле «тетерочным». В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье «тетерки» в виде круга, состоящего из трех «околов»-обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест — «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки». Такое же лучистое солнышко с крестом в центре встречается и в орнаменте прялок, и на местных тканях. На Ильин день, связанный в народном сознании с праздником солнца, еще в конце XIX — начале XX века приносили в жертву глухаря (по-местному — глухого тетерева). В глазах же каргопола и печеная «тетерка», и жертвенная птица одинаково были все тем же образом огня земного и огня небесного — солнца.


И. В. и Е. А. Дружинины. Баба с птицами. 1947


В. Д. Шевелев. Баба с птицами. Баран. 1970-е гг.

Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком-голосом».
В северных деревнях и по сей день из сосновой дранки мастерят легкокрылых щепных птиц, подвешивают их на ниточке под потолком избы, где от легкого дуновения они начинают кружиться, словно парят в поднебесье. И, глядя на нее, крестьянин верил, что лишь прилетит в его края такая Жар-птица, расправит крылья, распустит свой хвост на весь вольный свет, и растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья, зацветут полевые цветы.


И. В. и Е. А. Дружинины. Крестьянка с птицей. 1940

О птице-солнце жила в народе и загадка:
Большая светлица.
Горит жар-птица,
Всяк ее знает и обожает.

Пред.     След.