«Был я на кружале...»

Еще раз вспомните загадку о глиняном горшке: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале...» Горшок, о ко­тором идет речь в загадке, явно не слеплен вручную, а изготов­лен на гончарном круге — «кружале». Вы уже знаете, что при ручной лепке сосудов под­ставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более пра­вильную форму. Но легкая подставка довольно быстро ос­танавливалась после раскру­чивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожжен­ной глины и камня. Так, веро­ятно, появился ручной гончар­ный круг (рис. 25.1).


Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в IV ты­сячелетии до новой эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Ев­ропе он стал известен в 500-е годы до новой эры.

 

Гончар левой рукой раскручи­вал круг, а чтобы поддержать во время работы равномерное вращение, постоянно подкру­чивал его. Правой рукой мас­тер формовал сосуд, наклады­вая спиралью заранее заготов­ленные жгуты. Ножной гон­чарный круг появился гораздо позже и во многих местах вы­теснил ручной. С его изобрете­нием у мастера освободились обе руки для формовки сосу­дов, поскольку круг вращался ногой. К тому же за счет мас­сивного маховика увеличи­лась мощность станка и про­должительность вращения кру­га. Это дало возможность изго­тавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовле­ния значительно сократилось. На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гон­чарного круга, была все же по­суда: печные горшки, котлы,крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, маслен­ки, солонки, кувшины, кружки и многое другое. Ножной гон­чарный круг, используемый повсеместно современными гончарами, мало чем отличает­ся от древних образцов. Разве что ось у него стали делать из металла, а подшипники сколь­жения заменили на подшип­ники качения. Да еще иногда новые материалы применяют для изготовления верхнего круга (рис. 25.2). Ножной гончарный круг со­стоит из деревянной станины (чаще всего это обычная ска­мья), вертикальной металли­ческой оси (25.2в) и двух дере­вянных дисков. В верхней час­ти оси укреплен малый диск (25.2а), на котором гончар формует сосуд, а в нижней — маховик в виде большого мас­сивного деревянного круга (25.2г). Один подшипник ук­реплен на станине (скамье), а другой — в полу (25.2д). Гончар садится на скамью и вращает маховик правой ногой против часовой стрелки, периодиче­ски подталкивая его, не давая угаснуть равномерному враща­тельному движению. В зависи­мости от необходимости гончар может плавно увеличить или же, наоборот, уменьшить скорость вращения. Для любительских работ удо­бен гончарный круг, укреплен­ный на переносной скамье (рис. 26).


Примерно в середи­не обычной скамьи сверлится отверстие и выбирается гнез­до, куда вставляется подшип­ник качения (26а) вместе с осью (26б) и укрепленным на ней нижним кругом-махови­ком (26в). Заостренная внизу ось упирается в упорный под­шипник, представляющий со­бой прямоугольную стальную пластинку с небольшим углуб­лением в середине. Пластина в свою очередь привинчивается шурупами к продольной пере­кладине (26д), которая кре­пится к скамье с помощью клиньев (26е). Установив ось с маховиком, сверху привинчи­вают малый круг (26ж). По бо­кам к скамье прибивают две рейки, которые используются как подножки (26з). Левая но­га находится на подножке по­стоянно, а правая ставится на нее после того, как круг доста­точно хорошо раскручен. Верхний малый диск и диск-маховик изготовляют из тол­стых досок и фанеры (рис. 27).


Нижний диск делают из двух или трех слоев досок — в зави­симости от их толщины (27.1). Желательно вместо простых обрезных досок использовать шпунтовые.

Доски сплачивают и уклады­вают на верстак или стол меж­ду двумя брусками и зажима­ют клином (27.1а). С помощью циркуля или полоски из кар­тона проводят окружность. За­тем доски временно соединя­ют на гвоздях или шурупах по­перечными рейками, вынима­ют из зажима и выпиливают круг ножовкой с узким полот­ном (27.16). Готовый круг на­бивают на следующий ряд, предварительно сплоченных досок (27.1 в). При выпилива­нии второго слоя досок верх­ний круг служит ножовке на­правляющим.

Доски прочно скрепляют гвоз­дями, иногда сверху набивают фанеру (27.1 г).. Так же вырезают малый диск (27.2). Если в большом диске сверлят только отверстие под ось, то в малом диске выбира­ют еще гнездо под шайбу и гайку (27.2а). (Если ось дере­вянная, то просто сверлят со­ответствующее ей отверстие.) Закрепив диск с помощью шайб и гаек, сверху мелкими шурупами прикрепляют фа­нерный или металлический круг (27.2б). Иногда малый круг (столик) полностью вы­тачивают из бронзы, алюми­ния или пластмассы. Чтобы влага не проникала в древеси­ну, деревянные части дисков пропитывают два-три раза го­рячей олифой.

 

Инструменты гончара. На раз­ных стадиях формовки сосуда на гончарном круге применя­ют различные инструменты (рис. 28).


Струна, или проволока, ис­пользуется для выравнивания верхнего края посуды, а также для срезания готового изделия с круга (28а).

 

Струну изготавливают из тонкой стальной проволоки, струны балалайки или какого-либо другого струнного инст­румента.

 

Чтобы не порезать рук, на концах проволоки укрепляют круглые ручки, деревянные шарики (28ж) или мешочки из плотной ткани, набитые пес­ком (28з). Отдельные части со­суда измеряют толщиномером или кронциркулем (28б). При изготовлении одинаковых со­судов применяют шаблоны. Для выравнивания поверхно­сти сосуда и других вспомога­тельных работ применяют цик­ли и скребки (28в). Клюшками, сделанными из стального прутка или толстой проволоки, удаляют лишнюю глину с под­сохшей посуды, а также выпол­няют резьбу (28г). Среди инст­рументов гончара есть так на­зываемая ложечка, которой он выбирает лишнюю глину внут­ри сосуда (28д). Рядом с гон­чарным кругом всегда должна находиться губка (28е). При необходимости ее подсушива­ют и увлажняют поверхность сосуда, а также разглаживают и выравнивают. В конце формов­ки губкой удаляют воду, нако­пившуюся внутри сосуда.

 

Приемы работы на гончарном круге. Чтобы научиться рабо­тать на гончарном круге, нуж­но запастись терпением и упорно осваивать один прием за другим. Только после дли­тельной тренировки у вас по­лучится сделать наиболее про­стые традиционные сосуды. Перед началом работы поставьте на скамью посуду с во­дой для обрызгивания глины и смачивания рук. Здесь же должно находиться хорошо перемятое глиняное тесто, на­крытое влажной тряпкой. Ря­дом с посудой для воды долж­ны лежать губка, скребок, цик­ля и другие необходимые ин­струменты. Главные же инст­рументы — это руки гончара. Если они в порядке и на них нет ни ран, ни ссадин и болез­ненных ушибов, то можно приступать к делу. Перед тем как приступить к непосредственной формовке любого сосуда, глину необхо­димо отцентрировать и про­мять на гончарном круге (рис. 29). Отделив от приготовлен­ной глины необходимых раз­меров кусок, придайте ему ру­ками шарообразную форму (29.1). Сильным и резким дви­жением бросьте ком как можно точнее в середину круга (29.2). Раскрутив круг, смочите руки водой, чтобы они хорошо скользили по глине. Затем прижмите ком к кругу и, мед­ленно смещая вращающуюся глиняную массу немного от се­бя, к себе, влево, вправо, добейтесь того, чтобы она каза­лась неподвижной (29.3). Рав­номерно сдавливая ком с двух сторон руками, вытяните гли­ну вверх конусом (29.4). Затем сомните конус, придав ему снова шарообразную форму (29.5). Из шара снова вытяги­вается конус (29.6). Не отры­вая рук от глиняной массы, этот процесс нужно повторить несколько раз. Благодаря ему происходит укрепление глины на круге и улучшение ее струк­туры. Опустив в последний раз конус, придайте заготовке шаровидную форму.


Изготовление на гончарном круге цветочного горшка. Вда­вите большой палец в середину промятой и отцентрированной глиняной заготовки (рис. 30.1). Полученное углубление рас­ширьте так, чтобы в нее входил кулак (30.2). Затем введите в образованную полость кулак левой руки и косточками паль­цев выровняйте дно будущего горшка (30.3). Вслед за этим начинайте вытягивать стенки сосуда вверх. При этом косточ­ка указательного пальца пра­вой руки должна скользить по внешней поверхности сосуда, акосточки левой руки, находя­щейся внутри, прижимать к ней стенки (30.4). С каждым поворотом круга стенки стано­вятся все тоньше, одновремен­но расширяясь и поднимаясь вверх. Формуя цветочный гор­шок, а также любой другой со­суд, помните, что дно и стенки его на всех стадиях обработки должны иметь одинаковую толщину. Только верх может быть более массивным, по­скольку здесь сосредоточен ре­зервный запас глины, необхо­димый для дальнейшей фор­мовки.


Доведя стенки горшка до необ­ходимой высоты, сделайте вдоль края венчик. Он должен быть в два-три раза толще, чем стенки горшка. Чтобы выров­нять стенки готового горшка, нужно использовать циклю из дерева или пластмассы. Ино­гда ее называют гончарным ножом. Циклю прикладывают к внешней поверхности сосу­да, а изнутри пальцами прижи­мают к ней стенку (30.5). Стенки обрабатывают циклей до тех пор, пока они оконча­тельно не выпрямятся. Не снимая с круга, на горшок можно при желании нанести простейшие узоры, состоящие из углубленных полос и волни­стых линий. Чтобы получить ровную линию, кончик дере­вянной палочки прислоните к поверхности сосуда и не ме­няйте положение руки до тех пор, пока она не замкнется (30.6). При проведении волни­стой линии кончик палочки при медленном вращении кру­га то слегка поднимают, то опу­скают.

Из готового цветочного горш­ка с помощью губки выбирают скопившуюся во время работы воду. После этого горшок сре­зают с круга струной (30.7) и осторожно, стараясь не давить на стенки, переносят на стел­лаж для просушки.

 

Изготовление крынки, или горлача. Промежуточная фор­ма при изготовлении на гон­чарном круге большинства со­судов — цилиндр. После цент­ровки и проминки глиняной массы приступайте к формов­ке цилиндра. Начинайте с то­го, что сделайте внутри заго­товки углубление (рис. 31.1). Постепенно расширяйте его (31.2), а когда в образовавшу­юся полость будет проходить рука, косточками пальцев раз­ровняйте дно и начинайте вы­тягивать стенки двумя руками. Одна рука должна находиться внутри цилиндра, другая — на внешней стороне боковой по­верхности (31.3). Руки посте­пенно перемещайте снизу вверх. Медленным сближени­ем рук добивайтесь получения тонких стенок. При этом не забывайте, что на всех участках стенки должны иметь одина­ковую толщину. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь необхо­димой высоты цилиндра.


Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, не забывайте время от времени смачивать их водой.

 

Теперь приступайте к формов­ке из готового цилиндра основ­ной части крынки — тулова. Мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно придавайте сосуду шарообразную форму (31.4). Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите туло­во будущей крынки. Точно так же, только теперь уже надавли­вая с внешней стороны, фор­муйте плечо и шейку, предва­рительно вытянув стенки до полной высоты крынки (31.5). Вылепив венчик, обработайте внешние поверхности крынки циклями, изгибы которых со­ответствуют ее форме (31.6). Затем снимите с круга оплыв­шую глину и губкой удалите накопившуюся внутри воду. Го­товую крынку срежьте струной и снимите с круга (31.7).

 

Изготовление миски и блюда.

Изготовить на гончарном кру­ге миску достаточно просто, не сложнее цветочного горшка. А вот блюдо сделать гораздо труднее, чем обычную высо­кую посуду. Края блюда силь­но отогнуты и находятся все­гда на весу: одно неосторож­ное движение — и вся работа пойдет насмарку. Сложность заключается еще и в том, что формовка блюда производит­ся в два этапа, в промежутках между которыми глину обяза­тельно подсушивают.

В начале первого этапа выпол­няется та же работа, что и при формовке цветочного горшка и крынки. То есть сначала де­лают углубление в хорошо промятой и отцентрированной заготовке (рис. 32.1), затем его расширяют (32.2), выравнива­ют дно и стенки и получают цилиндр, который, как извест­но, является промежуточной формой большинства сосудов (32.3). Для того чтобы превра­тить цилиндр в блюдо, очень осторожно отгибайте стенки циклей, придерживая их снизу рукой (32.4).


Если бы перед вами стояла за­дача изготовить миску, то дос­таточно было бы отогнуть стен­ки на сравнительно небольшой угол, несколько выгнуть их и сделать по краям венчик. Но если вы все же решили изгото­вить блюдо, то миска будет промежуточной формой. В от­личие от миски, блюдо менее глубокое, в то же время у него более широкое дно. Чтобы рас­ширить дно, надо отодвинуть пальцами стенки, не забывая поддерживать их в это время снизу рукой (32.5). Чем шире будет дно, тем уже станут стен­ки. Расширив дно, окончатель­но отогните стенки с помощью цикли (32.6). После этого остановите круг, удалите со дна лишнюю влагу. Первый этап работы над блюдом окончен. Срежьте осторожно блюдо стру­ной и снимите с гончарного круга и подсушите на стеллаже (32.7). Глина должна подсох­нуть до кожетвердого состоя­ния. Определить это состояние можно только с помощью пери­одических проб. Делайте их резцом или кончиком ножа с изнаночной стороны блюда. Если глина перестала прили­пать к резцу, а на срезе появит­ся глянцеватый блеск, то пора приступать ко второму этапу обработки блюда (32.8). На круг положите заранее сшитую круглую подушку с песком, а затем вверх дном блюдо. Мед­ленно вращая круг, отцентруй­те блюдо. После центровки мож­но приступать к обработке с по­мощью клюшек тыльной сто­роны блюда (32.8а).

 

Чтобы не нарушить центров­ку, нужно с большой осторож­ностью снимать стружку за стружкой.

 

После обтачивания блюдо нужно досушить окончательно (32.8б).

Пред.    

Разделы сайта

Галерея

История керамики