«Был я на обваре...»

Обвар — последняя стадия обра­ботки глиняной посуды в дере­венских гончарнях, в частности горшка из старинной загадки.

 

После обвара глиняная посуда становится менее водопроница­емой и к тому же более прочной.

 

Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. При­держивая щипцами, ее окуна­ли в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне ка­душки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же це­лей применяли молочную сы­воротку.

Мучной отвар и квасная гуща проникают глубоко в стенки глиняной посуды, обварива­ются и надежно закупоривают ее поры. После обвара изменя­ется и внешний вид посуды: она покрывается многочис­ленными темными пятнами, придающими ей неповтори­мое своеобразие. К тому же пятна, по убеждению деревен­ских гончаров, предохраняют содержимое сосуда от дурного глаза.

Постепенно обваривание ста­ло применяться все реже и ре­же. Чтобы защитить керамическое изделие от проникно­вения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла — так называемой глазурью, или поливой. Под тончайшим сло­ем глазури краски и ангобы становятся более сочными и яркими, а само изделие приоб­ретает более нарядный вид. Для получения самой простой и доступной глазури обычно используют толченое буты­лочное стекло. Предваритель­ное дробление стекла выпол­няют следующим образом. Осколки бутылки нагревают на огне, а затем бросают в по­судину с холодной водой. От резкого изменения температу­ры стекло покрывается мно­жеством мельчайших трещин. Достаточно слегка постучать по нему каким-либо металли­ческим предметом, чтобы оно рассыпалось на мелкие оскол­ки. Осколки стекла толкут в ступке или в какой-нибудь ме­таллической посудине с тол­стыми стенками (рис. 73).


Можно растолочь стекло и в обычной консервной банке, только на ее дно нужно поло­жить какой-нибудь массив­ный круг. Возможен и другойвариант: на дно банки кладут куски свинца, которые в ней же и расплавляют. Слой рас­плавленного свинца должен быть не менее 1 см. Застыв­ший свинец будет служить в качестве наковаленки. Толочь стеклянный бой нужно очень осторожно, обязательно в ру­кавицах и в защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось при ударах, на ступку и пест надевают полиэтиленовый па­кет. Ступку ставят на торец массивного кряжа или на тя­желую стальную плиту. Толочь стекло нужно до тех пор, пока оно не станет белым, как мука. Толченое стекло нужно просе­ять через сито из капроновой ткани (например, от старого чулка). Для обечайки сита по­дойдет консервная банка с низкими стенками. Постоянно помешивая, стеклянный поро­шок высыпают медленно в по­суду с жидким крахмальным клейстером (вместо клейстера можно использовать слабый раствор силикатного, канце­лярского клея). Как только клей приобретет консистен­цию жидкой сметаны, глазурь готова к употреблению.

 

Глазуровать можно как нерас­писанные (терракотовые) из­делия, так и расписанные подглазурными красками и анго­бами.

 

Предназначенные для глазу­рования керамические изде­лия тщательно очищают, уда­ляя широкой кистью или щет­кой пыль, снимая всевозмож­ные загрязнения и жировые пятна. Там, куда каким-то об­разом попадает грязь или жир, глазурь во время обжига от­слоится.

Глазурь наносится на поверх­ность изделия кистью, а также окунанием и обливанием. Так, например, изразцы удобнее обливать глазурью. Во время обливания каждый изразец держат над широкой посуди­ной за румпу или же устанав­ливают на специальное при­способление, согнутое из тол­стой проволоки (рис. 74).


Для глазурования внутренних сте­нок посуду примерно на чет­верть наполняют глазурью. Затем посуду наклоняют и медленно поворачивают, следя за тем, чтобы глазурью были омыты все ее внутренние уча­стки. Оставшуюся поливу вы­ливают в таз и уже кружкой обливают посудину снаружи. Обычно крынку обливают только до половины (рис. 75).


Мелкие вещицы, например свистульки, окунают в гла­зурь, держа их за пищик. Поэ­тому эта часть у готовой сви­стульки обычно глазурью не покрыта (рис. 76). Чтобы на отдельных участках керамиче­ского изделия не образовались толстые наслоения, их стараются полить быстро и равно­мерно.


Влага из глазури почти мгно­венно впитывается в поры гли­ны, а на поверхности остается удерживаемый клеем тонкий матовый слой порошкового стекла.

Есть и другие способы нанесе­ния стеклянного порошка на глиняное изделие. Так, напри­мер, некоторые гончары по­крывают сосуды тонким слоем мучного или крахмального клейстера, а иногда и силикат­ного клея и тут же через сито припорашивают поверхность стеклянным порошком. Не­большие изделия просто обва­ливают в порошке, а затем лег­ким постукиванием по доныш­ку стряхивают его излишки. Наряду с бесцветной широко используется цветная про­зрачная глазурь. Ею обычно покрывают изделия, декори­рованные рельефными изо­бражениями, тиснением и гра­вировкой.

 

Еще в XVII веке на Руси для облицовки печей наряду с «мурав­леными» (зелеными) применя­ли «цениные» (синие) изразцы, которые покрывались зеленой и синей глазурью. Собираясь в углублениях более толстым слоем, чем на выпуклых час­тях, глазурь как бы темнеет, а рельеф становится более вы­разительным.

 

Для подкрашивания глазури, так же, как и для ангобов, ис­пользуют оксиды хрома, даю­щие зеленый цвет, меди — би­рюзовый, кобальта — синий и железа — желтый и красно-ко­ричневый.

После того как глазурь высо­хнет, изделия обжигают. При высокой температуре клей вы­горает, а частицы стекла оплав­ляются и тонким слоем покры­вают керамическое изделие. Чтобы глазурь не потреска­лась, изделия должны осты­вать медленно вместе с печью. Если керамическое изделие не будет постоянно соприкасать­ся с жидкостями, а также под­вергаться действию высокой температуры, то глазурь впол­не допустимо имитировать. Внешне она мало чем будет от­личаться от настоящей, к тому же надежно защитит керамику от пыли и грязи. «Глазуровать» можно изделия, декорированные налепным рельефом, резьбой, гравиров­кой, расписанные масляными красками, темперой, гуашью, текстильными и растительны­ми красителями. В качестве «глазури» используется бес­цветный мебельный нитролак НЦ-222 и лак с золотистым оттенком НЦ-228. На круп­ные изделия лак наносят пульверизатором или кистью. Мелкие предметы, например всевозможные украшения просто опускают в лак на не­сколько секунд. Чтобы уси­лить блеск, лак после подсы­хания наносится на поверх­ность изделия два-три раза очень тонкими слоями.

 

Чтобы получить цветную «глазурь», лак можно подкра­сить пастой из шариковой ав­торучки. Добавив в нитролак зеленую пасту, имитируют зеленую глазурь «мураву».

 

Если глазурь необходимо на­нести на печные изразцы, то вместо нитролака лучше ис­пользовать мебельный масля­ный лак. Он хорошо выдержи­вает высокую температуру, возникающую во время топки на облицовке печи. Такой лак можно подкрасить масляны­ми красками.

Вместо глазури можно ис­пользовать силикатный клей (жидкое стекло), который да­ет на изразцах очень прочную и стойкую пленку. Силикат­ный клей можно подкраши­вать акварельными красками и цветной тушью.

Пред.