«Был я на пожаре...»

«Пожар», о котором говорится в старинной загадке, — это обжиг, один из самых ответственных этапов изготовления не только горш­ка, но и любой другой глиня­ной посуды.


Во время обжига в глине проис­ходят сложные процессы, со­провождающиеся удалением влаги, распадом одних и обра­зованием других веществ. Толь­ко после него глина превраща­ется в искусственный силикат, называемый керамикой. В ре­зультате она обретает проч­ность, твердость, не боится воздействия воды, огня и мно­гих химических веществ.

 

Но прежде чем попасть на «по­жар», каждое глиняное изде­лие должно пройти подготови­тельную стадию, называемую сушкой.

Сушка — довольно сложный и длительный процесс. Поэтому надо запастись терпением и не пытаться его ускорить. Пос­пешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие по­крывается многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испаряться как можно медленнее. В пер­вые дни посуду и игрушки на­родные мастера сушат в поме­щении или под навесом в ти­хом заветренном месте, где не бывает сквозняков. На предварительную сушку уходит двое-трое суток. После этого изделия досушивали на протопленной печи. Чем луч­ше высохнет глина, тем боль­ше надежды на то, что при об­жиге не возникнет брак. По­рой перед самым обжигом из­делия окончательно просуши­вали в русской печи. Если в печи к этому времени был сильный жар, то фактически производится легкий предва­рительный обжиг. Изделие, имеющее сложную форму с множеством деталей, сушить нужно с особой осто­рожностью, например, опус­тив в какую-либо металличе­скую посудину или коробку, прикрыв ее сверху газетным листом. Крупное изделие мож­но покрыть сверху сухой тряп­кой. На вторые сутки тряпку снимают, но продолжают су­шить изделие в тени. Пример­но на четвертые сутки средних размеров изделие можно досу­шивать на печи или на батарее центрального отопления. Высохшая глина приобретает достаточно высокую проч­ность, необходимую для даль­нейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каж­дое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут обнару­жены трещины, их необходи­мо тщательно заделать. Тре­щину смачивают водой и зама­зывают мягкой глиной. Кроме трещин, на изделии могут ока­заться всевозможные неровно­сти, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные уча­стки нужно обработать циклей и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широ­кой кистью или щеткой. Обжигают глиняные изделия в горнах, в муфельных и рус­ских печах, а также в кострах. Мелкие изделия, такие, как иг­рушки и всевозможные укра­шения, можно с успехом об­жигать в топке любой быто­вой печи — шведки, голланд­ки, садовой печки-буржуйки и даже в камине. Причем для это­го не надо специально топить печь: капсели с изделиями кла­дут в печь во время очередной топки.

Капсели предохраняют хруп­кие глиняные изделия от за­грязнения и механических по­вреждений. Простейшие кап­сели изготавливают из кон­сервных банок (рис. 67). Что­бы при обжиге изделия не по­темнели, в банках пробивают несколько мелких отверстий (67.1).


Только для получения черной керамики банки закры­вают плотно, сделав лишь од­но небольшое отверстие для отвода газов (67.2). Крупное панно, которое не входит в камеру муфельной печи, обжигают по частям (рис. 68). Об обжиге начинают думать уже в процессе работы над крупной вещью. Обычно керамисты разделяют большое панно на части такой величи­ны, которые могут поместить­ся в камере печи, имеющейся вих распоряжении. При этом панно стараются разделить так, чтобы контуры отдельных частей рельефа по возможно­сти совпадали с плоскостями разрезов. Благодаря этому швы после сборки панно быва­ют менее заметны.


Обжиг в костре.Превращение глины в керамику происходит при температуре 500—900°С Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Исследования показали, что в костре можно достичь темпе­ратуры до 750°С. Обжиг в кострах не изжил се­бя и в наше время. Он сохра­нился в Средней Азии, Афри­ке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он длится несколько суток. Как вы помните, Робинзон обжи­гал свою посуду всего за одну ночь.

Жителям сельской местности при необходимости можно вполне воспользоваться мно­говековым опытом. На ровной площадке укладывают куски кирпичей и в первую очередь ставят на них крупные вещи. Затем кладут изделия средних размеров и капсели с мелочью (рис. 69.2). Пирамиду из гли­няных изделий осторожно об­кладывают дровами и поджи­гают костер. Жечь костер нуж­но по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже говори­лось, чем дольше длится об­жиг, тем прочнее становится керамика. Но если вещи име­ют чисто декоративное назна­чение, то необязательно доби­ваться от черепка каменной твердости.


Мелкие изделия в капселях можно обжечь в костре и дру­гим способом (69.1). На ров­ной площадке вырывают не­глубокую ямку. На ее дно ук­ладывают решеткой дрова и ставят капсели из консервных банок. Яму засыпают древес­ным углем, оставшимся от ста­рого костра. Когда уголь пол­ностью покроет банки, его присыпают тонким слоем зем­ли. На подготовленной таким образом площадке разводят костер, на котором можно ва­рить пищу или же использо­вать для каких-либо других надобностей: обжиг будет ид­ти как бы автоматически. Если костер перестают жечь поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром капсели выкапывают из золы и достают из них обож­женные изделия.

 

Обжиг в гончарном горне.

В отличие от костра в гончарном горне достигается температура выше 900°С. Изделия находят­ся в специальной камере, и не надо бояться повредить их не­удачно брошенным поленом. Существует множество конст­рукций горнов, но, пожалуй, самый простой — двухкамер­ный горн. Камеры его разделе­ны колосниковой решеткой: в верхней размещаются изде­лия, а в нижней — топливо. Современные гончары неред­ко в качестве решетки исполь­зует ступицы от колес автома­шин (69.3).

Ступицы имеют различные размеры, следовательно, от них зависят и размеры горна. Чаще всего горн врывают в склон оврага или холма — тол­ща земли служит надежным теплоизолятором. Корпус гор­на выкладывают из кирпича или же лепят из глины. Из гу­сто замешенной глиняной мас­сы (1 часть глины на 3 части песка) скатывают валики диа­метром примерно 10 см и вы­кладывают из них стенки горна подобно тому, как лепят со­суды из жгутов. После уклады­вания нескольких рядов стены выравнивают каждый раз де­ревянной колотушкой. В зави­симости от погоды горн су­шится 10—15 дней, а то и боль­ше. Высушенный горн присы­пают землей и обжигают. С це­лью экономии дров и времени вместе со стенками печи обжи­гают изготовленные к этому времени всевозможные глиня­ные изделия. Горн загружают через люк, находящийся свер­ху. Сначала на колосники ста­вят крупную посуду, потом среднего размера, а на самый верх укладывают всякую ме­лочь. Люк, через который за­гружается горн, прикрывают листом железа и черепками. В течение нескольких часов печь прогревается на малом огне, затем постепенно жар усили­вают. Когда температура пере­валит за 900°С, изделия раска­ляются и начинают светиться оранжево-красным светом. Что­бы обжечь игрушки, достаточ­но всего 3—4 часа, а для посу­ды и других крупных изделий требуется не менее 12 часов. Обычно обжиг начинается ут­ром и кончается вечером. В те­чение ночи горн вместе с изде­лиями остывает, а утром его можно уже разгружать.

 

Обжиг в русской печи игру­шек.Большинство народных глиняных игрушек (рис. 70) проходили обжиг не в горнах, а в русской духовой печи. Обычно игрушки в русской печи обжигали во время оче­редной топки. Зачастую тут же на поду стояли горшки, в кото­рых варилась пища. Но одно другому не мешало. Игрушки плотно устанавлива­ли на железный противень и отправляли в печь. Сначала их около часа выдерживали в сто­роне от огня, давая возмож­ность как следует просохнуть, а потом ставили противень на горящие дрова.

Обычно, чтобы обогреть поме­щение и сварить пищу, рус­скую печь топят три-четыре часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы игрушки не только раскалились, но и про­были в этом состоянии значи­тельное время.


Вынимали игрушки на другой день после остывания печи. Если по какой-либо причине обжечь игрушки во время топ­ки не удавалось, их обжигали после нее на раскаленных уг­лях. Пылающий жаром угольсгребали в одну кучу, на кото­рую ставили противень. Затем подгребали к нему со всех сто­рон оставшийся уголь и при­сыпали золой.

Закрыв трубу и заслонку, иг­рушки оставляли в печи до ут­ра. Чтобы не угореть, трубу за­крывали только тогда, когда над углем исчезали оконча­тельно голубые язычки пламе­ни, а сверху появлялся легкий налет золы.

 

Обжиг в русской печи посу­ды. Для обжигания горшков и другой глиняной посуды рус­скую печь топили специально. Скорее всего горшок из приво­димой выше загадки побывал «на пожаре» именно в русской печи.

Самый простой способ обжига заключался в следующем. В печь укладывали дрова, а свер­ху на них размещали предна­значенную дли обжига посуду. Чтобы случайно не повредить сосуды, дрова во время топ­ки подкладывали очень осто­рожно.

Печь прекращали топить, ко­гда температура в ней подни­малась до 900°С и выше, тоесть когда сосуды раскаля­лись.

 

Температура в русской печи падает очень медленно, поэто­му сосуды оставались раска­ленными в течение нескольких часов, а остывали только на следующий день к обеду.

 

При другом способе посуду обжигали не «навалом», а рас­ставляли на поду печи в опре­деленном порядке (рис. 71). Известны два варианта разме­щения посуды в печи. При первом — высокие сосу­ды, например крынки, ставят на кирпичи, положенные в два ряда вдоль топки (71.1). Затем сверху под наклоном и горлышками вниз устанавливают на каждом сосуде еще по два. Причем один из верхних сосу­дов должен упираться в свод печи, а другой — на такой же наклонный сосуд, только нахо­дящийся в соседнем ряду. По­верх перекрытия из наклон­ных горшков порой загружа­лись «навалом» остальные со­суды. При таком расположе­нии между сосудами образо­вывались промежутки, в кото­рые укладывали дрова во вре­мя топки.


Второй вариант размещения сосудов более простой. Сосу­ды устанавливаются друг на друга в несколько рядов у стенки топливника, а рядом с ними, ближе к устью, загружа­ли дрова (71.2). Разумеется, топить печь, в ко­торой установлена сложная конструкция из посуды, нуж­но было очень осторожно. На первом этапе обжига посуду нагревали очень медленно, разжигая небольшие костерки из сухих, но не дающих много жара дров — ели, осины, ивы. Когда же посуда в печи после двух-трех часов хорошо про­гревалась, тогда в ход шли дро­ва, дающие много тепла, — ольха, береза, дуб, древесина погибших фруктовых деревьев (яблони, груши, вишни). Ког­да посуда накалялась, перехо­дили на нежаркие дрова и по­степенно прекращали топить совсем.

Как и при любом обжиге, по­суде давали медленно осты­нуть вместе с печью и только после этого извлекали ее на свет божий.

 

Обжиг в муфельной печи.На современном производстве об­жиг керамики производят в муфельных печах с большими обжиговыми камерами. Кера­мисты, работающие в городе, заказывают для себя печи по­меньше. Ну а керамисты-лю­бители порой делают муфель­ные печи своими руками. Из всех известных конструкций самая простая и доступная — муфельная приставка к элект­роплитке. В ней можно обжечь сразу несколько мелких изде­лий либо одну сравнительно крупную вещь (рис. 72). Приставка представляет собой цилиндрический колпак из огнеупорной глиняной массы (1 часть глины на 3 части тол­ченого огнеупорного кирпича либо обломков диска от старой электроплитки). Колпак явля­ется рабочей камерой муфеля (72.1). Вылепить его можно одним из способов, применяе­мых в ручной формовке. Из той же массы лепится смотро­вая трубка, предназначенная для наблюдения за ходом об­жига (72.4). Цилиндр делается с таким расчетом, чтобы он упирался в края диска элект­роплиты. При формовке кол­пака нужно учитывать то, что при высыхании его диаметр уменьшится на 1/5—1/10 часть.


Вылепленный колпак сушат при комнатной температуре не менее 4—5 суток, а затем поме­щают внутри металлического кожуха (72.7), сделанного из кровельного железа. В кожухе вырезают отверстие под смот­ровую трубку, закрывающееся шторкой (72.3). Чтобы му­фельную приставку удобно было поднимать, на корпусе кожуха крепятся две скобча­тые ручки (72.2). Установленный в кожухе глиняный колпак прижимают сверху скобой (72.8), укрепив ее на стенке болтами с гайка­ми. Сверху кожух закрывают крышкой из листового железа (72.5). В крышке вдоль края и в середине пробивают отвер­стия, необходимые для удале­ния влаги. Крышка крепится на четырех шурупах, которые ввинчиваются в заранее при­готовленные отверстия. Но прежде чем закрыть крышку, внутрь кожуха насыпают асбе­стовую крошку, служащую теплоизолятором. (Такую крош­ку можно извлечь из старых металлических дисков от элек­троплиток.) Крошку можно заменить хорошо просеянной древесной золой, которая так­же является хорошим теплоизолятором. В русских печах недаром ее исстари использо­вали для длительного хране­ния раскаленных древесных углей. Обжигают камеру му­фельной приставки непосред­ственно на электроплитке, ко­торую устанавливают на лист асбеста и на два кирпича. При пользовании электроплиткой, конечно, не забывайте о прави­лах техники безопасности. На первой стадии обжига — при­мерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Поэтому плит­ку периодически включают всего на одну минуту через ка­ждые пять минут. Когда срок выйдет, плитку включают на полную мощность и приступа­ют к обжигу камеры при более высокой температуре. При­мерно через два часа загляды­вают в смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, температура подня­лась выше 900°С и обжиг по­ра прекращать, выключив плитку.

Когда камера медленно осты­нет, в нее можно загружать глиняные изделия для обжига. Из-за одной вещи начинать довольно длительный процесс обжига невыгодно. Когда же наберется достаточное количе­ство изделий, на диск плитки сначала устанавливаются са­мые крупные, а затем между ними и сверху укладывают те, что помельче. Отдельные фи­гурки закрепляют отожжен­ной стальной проволокой. Приготовленные к обжигу из­делия собираются в компакт­ную кучку такой величины, чтобы она свободно накрыва­лась колпаком камеры. Гораз­до проще добиться этого, если заранее сплести из отожжен­ной стальной проволоки спе­циальную корзину (72.9), ко­торая должна свободно вхо­дить в камеру.

Если предстоит обжечь доста­точно большую посудину с широким горлышком, то ее можно использовать в качест­ве вместилища для мелких из­делий (72.10).

 

 

Надо иметь в виду, что загруз­ка камер обжиговых печей «на­валом» допустима только при первом, так называемом у тельном обжиге, когда на из­делиях нет глазури и слипание им не грозит. Если же на изде­лия будет нанесена глазурь, они должны стоять отдельно, не касаясь друг друга, а зна­чит, в камеру вряд ли войдет даже треть того, что удалось вместить в нее при утельном обжиге.

 

Опустив на электроплитку с установленными на ней изде­лиями муфельную приставку, приступают к обжигу. Он ни­чем не отличается от обжига самой камеры. То есть в тече­ние двух часов происходит до­сушка изделий при небольшойтемпературе, для чего плитку периодически включают и от­ключают.

Потом обжигают при включен­ной электроплитке, пока изде­лия не накалятся докрасна. За­кончив обжиг, муфельной при­ставке вместе с изделиями да­ют медленно остынуть.

Пред.    

Разделы сайта

Галерея

История керамики