Черепок в кожетвердом состоянии

Наиболее удобно для декорирования кожетвердое состояние черепка, так как конфигурация и размеры формы уже определи­лись, а его механическая прочность уже достаточна для мани­пуляций с ним без повреждений.

Для декорирования нужно иметь набор примитивных режущих и полировальных инструментов, в качестве которых используют старые зубоврачебные инструменты, проволоку, дерево, гвозди, насаженные на ручку, стеки и т.п. Для полирования применяют инструменты из кости или агата.

Гравирование.Удобным инструментом для гравирования явля­ется тонкая и узкая петля из проволоки, насаженная на ручку. В сочетании с каким-либо иным плоским режущим инструментом гравировальная техника позволяет осуществить многие компози­ционные замыслы (рис. 48).

Процарапывание.Линейный рисунок можно нанести любым остроконечным инструментом. Процарапанные линии заполняют с помощью кисти густым окрашенным шликером, а после подсы­хания избыток его соскребывают заподлицо с поверхностью.

Ангобирование.Ангоб до нанесения на изделие — это шликерная (текучая) глинистая масса. Если хотят, чтобы после обжига поверхносгь черепка приобрела иной цвет, чем тот, который может дать масса, пошедшая на изготовление тела изделия, то на него наносят тонкий слой ангоба. Добавками к глине могут служить песок, мел и др.

В низкоспекающиеся ангобы (флюс­ные) добавляют оконное стекло, иногда другие плавни (сурик, соду), а для усиления кроющей способности, осо­бенно высокожгущихся ангобов, — окись цинка и др. Для окраски при­бавляют красящие окислы и иные кра­сители.

Довольно простой белый ангоб на воде   может   состоять  из  37% белой глины, 26% мела и 37% кварцевого песка.


Рис. 48. Гравирование проволочной петлей

Для получения зеленого ангоба можно прибавить от 0,5 до 3% окиси хрома (меди), синего — 1—2% окиси кобальта, жел­того — 2—8% окиси сурьмы.

Если по окрашенному ангобу в дальнейшем будет нанесена бесцветная прозрачная глазурь, то на его оттенок будет влиять химический состав глазури. Важно, чтобы красители были тща­тельно смешаны с ангобной массой и находились в тонкодисперс­ном состоянии. Водная суспензия ангоба должна иметь густоту сливок и быть предварительно опробована в работе. Если отдельные пробы покажут, что сокращение ангоба от сушки больше, чем сокращение черепка, т. е. ангоб трескается, то можно добавить к нему тонкий песок, а если сокращение черепка больше, — то глину.

Весьма неравномерное увеличение влажности в каком-либо месте черепка в результате нанесения ангоба приведет к тому, что он треснет. Слой ангоба отскакивает уже при сушке, если черепок перед ангобированием был слишком сухим.

Нанесение ангобного шликера может быть осуществлено кистью (рис. 49), поливом или пульверизатором. Перед нанесением ангоба черепок надо слегка протереть отжатой, но влажной губкой. Если черепок имеет толстые стенки, то после подсушивания его сразу можно глазуровать. Тонкостенное изделие лучше предварительно обжечь «на утель», так как без этого оно может разомкнуть под действием суспензии глазури и деформироваться.

Создание цветных ангобных рисунков (рис. 50) требует солид­ного мастерства в работе кистью. Она должна быть мягкой, но упру­гой (пластичной) По высыхании рисунок можно подчистить остро­конечным ножом или другим металлическим инструментом. Окра­шенный для данной техники шликер назвыают барботином.

Ангобирование   является  ста­ринным, но и сейчас еще распространенным видом декорирования.

Сграффито. Эта техника осуществляется путем процарапывания рисунка острым инструментом сквозь подсушенный ангоб до весьма контрастного выявления основного цвета черепка (рис. 51). После этого изделие, если оно имеет толстые стенки, можно покрыть глазурью.

Резьба. Резьба делается более глубоко, чем сграффито или гравирование, и заливается окрашенным ангобом (рис. 52).

Мраморизация.Методов мраморизации или подобных ей много. Один из методов заключается в том, что в разные места наносят пятнами несколько окрашенных шликеров, причем пятна можно смешать с небольшим наплывом одного на другое, легко наклоняя изделие в разные стороны, сразу же после нанесения пятен, пока шликер не впитался в массу Этому может содействовать большая мягкая кисть или щетка (рис. 53).

Пастилаж.Данный способ похож на декорирование торта са­харной глазурью. Он дает хорошо заметный рельеф. Весьма распространенный в старину в этот  способ  широко  примен в кустарных промыслах Украины, применяется там и в настоящее  время.


Рис. 49. Ангобирование кистью


 

Рис. 50. Ангобный рисунок, покрытый прозрачной   гла­зурью


Рис.51. Сграффито — про­царапывание рисунка че­рез слой ангоба

Способ заключается в следую­щем. В резиновую грушу встав­ляют оттянутую с одного конца стеклянную трубочку (или гусиное перо). Кончик сжатой груши оку­нают в шликер (ангоб) и набирают его. При соприкосновении с сырой поверхностью черепка белый или окрашенный шликер оставляет рельефный след, который и образует рисунок, если равномерно проводить грушей по поверхности изделия.


Рис. 52. Резьба — глубо­кое гравирование остро­режущим инструментом


Рис 53. Один из методов


 

Рис. 54. Нанесение ангоба грумраморизации грушей (пастилаж)

В качестве импровизированного трейсера (от английского trace — след) можно использовать плотную бумагу, сложенную фунтиком. Применяют также простой рожок с наконечником. Чере­пок не должен быть слишком сухим, ибо в противном случае след от трейсера может отвалиться (рис 54).

Если изделие (тело вращения) поставить на гончарный круг и во время вращения его приложить кончик груши к изделию, то получится ровная круговая линия. Более широкий ободок (отводку) можно получить, если кончик трубочки понемногу, но часто, дви­гать вверх и вниз.

Пред.     След.