Деформации и трещины

Значительная и, особенно, неравномерная усушка всегда сопро­вождается так называемой деформацией изделия — коро­блением. Поскольку при сушке вода испаряется прежде всего с на­ружных слоев сырого изделия, то на ее место поступает вода из внут­ренних слоев. Если вода испаряется так, что ее уход с поверхно­сти изделия все время соответственно пополняется изнутри, то суш­ка будет протекать нормально, без образования трещин. Если же вода с наружных слоев испарится слишком быстро, то степень влаж­ности наружных и внутренних слоев окажется неодинаковой. Вследствие этого изделие будет усыхать неравномерно: наружные, менее влажные, слои сожмутся больше, чем внутренние.

При умеренной, но все же заметной разнице в усадке возникают напряжения, вызывающие лишь коробление, а при большой — трещины.

Степень однородности и зернистости рабочей массы оказывает большое влияние на равномерность переноса воды от внутренних слоев сырца к наружным. При плохом перемешивании рабочей массы вода в разных местах сырого изделия распределяется неравномерно и относительная отдача ее также неодинакова.

Сделать массу во всех отношениях однородной сравнительно легко, но даже при этом условии требуется умение, чтобы не допус­тить возникновения напряжений при сушке.

Для предотвращения деформации стремятся к тому, чтобы вся толща черепка в любой отрезок времени имела равномерную влаж­ность.

Трудности при сушке возникают реже, когда толщина стенок изделия одинакова и чаще, — когда она различна.

В практике художника-керамиста чаще требуется замедление сушки, чем ее ускорение, поэтому поверхность изделия на извест­ное время надо покрывать влажной тряпкой, или (неполностью) малопроницаемым для влаги колпаком, или каким-либо пластикатом. Края большой вазы или горшка (устье, шейку) удобно закрывать, например, алюминиевой фольгой, полиэтиле­ном и др (рис. 44).

Если выточенная на гончарном круге чаша сразу же сушилась в теплом месте, то она обычно образует расширяющуюся снизу вверх трещину (рис. 45) — почти не­избежную, если чаша стояла непосредственно на дне. Защищенное в процессе сушки дно будет высыхать значительно медленнее верх­него края. Сжатия верха (края) до кожетвердого состояния вполне достаточно, чтобы воз­никла трещина, если при этом дно почти не просохло и находилось в пластичном состоянии.


Рис. 44.   Замедление сушки при помощи полиэтилена или фольги

Трещина может образоваться и при соблюдении всех правил сушки, если при изготовлении изделия в некоторые места его была дополнительно вдавлена мягкая пластичная глина, когда соседние места уже «обвогли», т. е. приобрели кожетвердое состояние.

Во избежание трещин в местах присоединений ручек, носиков и т. п. они должны быть хорошо пригнаны к этим местам, чтобы склеивание осуществлялось тонким слоем жижеля.

При сушке больших кувшинов с ручками последние надо обер­нуть полоской бумаги или фольги (рис. 46), ибо в противном случае, высохнув первыми, они отвалятся или образуют трещины, когда само тело кувшина начнет заметно сокращаться.

Следует придерживаться оптимального правила: более крупные изделия сушить более медленно, приготовляя для них более тощие массы.

Часто возникают так называемые планочные трещины, появляющиеся тогда, когда сформованные изделия устанавливают при сушке на деревянные планки. Если изделия чересчур тяжелы, а планки слишком узки, то последние частично вре­заются в дно; делать же их более широкими нет смысла. В этом случае рекомендуется посыпать планки песком или опилками слоем до 0,5 см.

Для высушивания и сохранения округлости форм изделий с ши­роким отверстием можно применять гипсовые подставки в сочетании с гипсовыми косо обрезанными кольцами, если они накладываются сверху (рис. 47), или косо срезанными кружками, если изделие на них ставится «в опрокидку».


Рис. 45.  Трещина, образовавшаяся при сушке, расширяется снизу вверх   


 

Рис. 46. Ручка кувшина, обернутая полоской мокрой бумаги


 

Рис. 47. Легкое гипсовое кольцо для сохранения округлости формы при сушке

Некоторые виды изделий начинают при сушке все же деформиро­ваться. Тогда с помощью гладкой деревянной дощечки (правилки) или просто руками надо попытаться подправить их, если, конечно, они не стали уже хрупкими.

Сушку таких изделий, как плитки, можно производить на туго натянутой крупной сетке.

Следует заметить, что для обеспечения наиболее эффективного высушивания надо выбирать режим сушки, специфичный для каж­дого вида массы и габарита изделий. В производстве эти условия строго соблюдаются. Экономичное высушивание достигается благо­даря рациональному устройству сушил и учету относительной влаж­ности воздуха.

Пред.    

Разделы сайта

Галерея

История керамики