Ручное прессование (формование) в гипсовых формах

Изготовление модели, формы и прессование ручки. Модель для ручки можно изготовить из гипса, глины, дерева или иного материала, а затем снять с нее форму. Простую ручку легко отпрес­совать. Модель для нее делают, например, из глины, после некото­рого отвердения ее разрезают вдоль на две половины. Затем можно попробовать самому или под руководством мастера изготовить фор­му. Одну половину помещают на плоскую поверхность срезом внизи сверху заливают гипсом (рис. 42, а).После отвердевания кусок переворачивают и на поверхности гипса делают замковые лунки (рис. 42, б).Всю поверхность покрывают тонким слоем. Вторую половину модели приставляют к первой и снова заливают гипсом. После схватывания гипса модель извлекают, а остатки смазки счищают с формы губкой.

После разборки формы нужно вырезать вокруг контура ручки канавки, чтобы иметь возможность выдавливать и, таким образом, подрезать ими избыток пластичной массы при спрессовывании кус­ков (рис. 42, в).

Затем круглый жгут из пластичной глинистой массы (обезво­женный шликер) укладывают по выемке половины формы, а вторую половину накладывают на первую исильно прижимают. Вслед за этим форму разбирают и зачищают шов ручки.


Рис. 42. Прессование ручки в гипсовой форме
а - половина помещается срезом вниз и заливается гипсом;
б - замковые лунки;
в - канавки вокруг контура ручки

Формование в гипсе плоских изделий типа изразца. О формо­вании плиток небольшого размера с использаванием деревянной формы указывалось в первой главе.

Крупные плоские изделия предпочтительно изготовлять в гип­совой форме, заполняя ее вдавливанием (набивкой) небольших кус­ков (рис. 43, а).Так как плоские изделия при сушке и обжиге легко коробятся, то, изготовляя плитки из пластичной массы, надо сразу в форме или потом на тыльной стороне изделия сде­лать крупные перемычки, уменьшающие возможность деформации. Этому способствует и способ набивки формы небольшими кусками, которые, перекрывая друг друга, усиливают структуру массы. Чтобы предотвратить образование так называемых «жмотин» (скла­док) и воздушных карманов, необходимо применять, насколько это позволяет прочность гипса, значительное давление.

После набивки гипсовой формы массой избыток ее срезают струной (см. рис. 17) и зачищают ровной стороной ножовки. Затем, если нужно, тыльную поверхность слегка заглаживают влажной губкой. Готовая плитка с перемычками на тыльной стороне показа­на на рис. 43, б.

Формование маски человека. Указанным способом можно отфор­мовать, например, маску человека, если имеется гипсовый слепок (форма).

Для облегчения сушки и уменьшения усадки глинистая мас­са должна содержать 20—25% тощего материала (шамота, песка).

Гипсовую форму набивают слоем массы толщиной 1,5—2 см. Равномерность ее толщины рекомендуется проверять небольшим закругленным шилом с ограничивающими плечиками на ручке. Кроме того, им, не протыкая насквозь черепок, можно сделать большое количество наколов, способствующих сушке изделия.


Рис 43. Ручное прессование плиты типа изразиа с упроч­няющими перемычками
а — набивка формы массой; б — тыльная сторона готовой плиты

На изделии, подобном маске, необходимо сделать с внутренней стороны перегородку, которая предохранит стенки от втягивания их внутрь при сушке и обжиге.

После срезания краев форму переворачивают и кладут на глад­кую поверхность, на которую после 5—8-часовой выдержки должно «отойти» сырое изделие. Вслед за этим лицевую сторону можно обработать и подправить шпателем или стеком.

Формование небольшой статуэтки в двухкусковой форме. Довольно прост способ формования пустотелого изделия из пластич­ной массы путем вдавливания (прессования) пластов в две половины гипсовой формы, что позволяет быстро и без особых осложнений изготовить с гладкой поверхностью, например, небольшую стату­этку или игрушку.

Между двумя деревянными рейками раскатывают пласты массы толщиной 3—4 мм, вырезая их с учетом размера и конфигурации половин формы. Пласты плотно вдавливают в каждую половину формы, следя за тем, чтобы не протереть их насквозь в выпуклых точках, ибо тогда придется добавлять в обнаженные места массу.

Немного подвялив массу, ее подрезают вровень с гипсом, но не ниже, так как   плотного соединения тогда не будет.

Лучше сделать едва заметный допуск в сторону превышения линии половины формы

После сдавливания и связывания двух половин следует, насколь­ко это позволяет форма, достичь рукой или инструментом внутрен­него шва и обработать его.

Спустя короткое время форму можно разъединить, извлечь из нее изделие и подрезать так называемые хвосты или заусеницы, образовавшиеся на поверхности сырого изделия в местах стыка половин формы. Сильное заглаживание влажной губкой не реко­мендуется, так как шов станет еще заметнее, лучше после сушки это место слегка зашкурить или слегка прогладить влажной мягкой кистью, но и то лишь тогда, когда изделие приобретет кожетвер-дое состояние. Можно поступить и так, как указывалось выше.

При изготовлении более крупных изделий, например статуар­ной скульптуры, для которой требуется многокусковая форма, ее, не разбирая, выдерживают довольно длительное время в гори­зонтальном положении — 6—7 ч и более. Установив затем форму в вертикальном положении, ее начинают постепенно разбирать, давая верхним частям изделия окрепнуть, а нижнюю треть изделия оставляют до следующего дня. После полной разборки формы, при необходимости, устраивают разного рода подпорки, вместе с кото­рыми изделие продолжает подвяливаться и просыхать.

Пред.     След.