Формование керамической скульптуры лепкой

В соответствии с замыслом архитектора иногда возникает необ­ходимость установить статуарную или другую скульптуру из ке­рамики, либо соорудить фонтан, штакетник, ограду, дополняющие архитектурный ансамбль. Эти предметы размещают в прилежащих к зданию садах, скверах и парках. Изготовление керамическо­го штакетника, деталей ограды и т. п. связано с более производст­венным или полупроизводствен-ным серийным их выпуском и мо­жет быть осуществлено одним из способов архитектурно-строи­тельной керамики.


 Рис. 134. Садово-парковая скульптура из керамики (выставка керамики в Бельгии)

При   овладении учащимися мастерством скульптурной лепкииз всех методов керамического формования, пожалуй, наиболее легким будет методис­пользованияоригинала (модели), выполненного из керамической массы без снятия с него формы.

Скульптура головы. После изготовления (лепки) предмета его делают пустотелым. Этот прием позволяет с наибольшей точностью сохранить оригинальность изделия в том виде, в каком оно задумано автором. В самом деле, куски скульптуры, выполненные в форме, имеют все же недостатки то цвета, то в текстуре и напоминают иног­да куски горшков или других  сосудов.  Техника  формования  в многокусковой форме заставляет изменять модель, чтобы иметь воз­можность легко разбирать форму. При сравнении с оригиналом часто находят недостатки в отчетливости снятой формы. В такой готовой скульптуре видна творческая скованность автора. Поэтому для из­готовления, например, головы или бюста и иных скульптурных объемов, не предназначенных для размножения, возможно и нужно применить скульптурный оригинал, сделанный из керамической массы.


Рис. 135. Временные каркасы для лепки головы, а — деревянный; б — резиновый
1 — керамическая масса;  2 — тонкое сито; 3 — резиновый баллон с песком; 4 — полая труба

Для облегчения сушки и уменьшения усадки керамическая скульптурная масса должна содержать 20—25% тонкого шамота, приготовленного, например, из боя шамотного кирпича, капселей,боя цветочных горшков или же приготовленного специально. Мас­са может быть гончарная, терракотовая или каменная.

Каркас (сердечник) для головы делают из деревянной (фанерной) болванки, насаженной на трубу, а в качестве «барашков», предох­раняющих глину от оползания, закрепляют на проволоке дере­вянные брусочки или привязывают к трубе смятую бумагу, остатки которой могут быть выжжены.

Можно также сделать сердечник для головы из резинового мешка, наполненного сухим песком, в котором необходимо создать вакуум (рис. 135). Такой сердечник может быть сжат в какую-угодно форму, а песок по окончании работы можно высыпать через шейку баллона.

При перерывах процесса лепки модель закрывают пластикатом или мешковиной, чтобы предохранить ее от преждевременного высы­хания.

После окончания лепки инебольшого подвяливания верхушку головы отрезают скрученной вдвойне медной проволокой (рис. 136, а) и удаляют арматуру. Если голова больше натуральных размеров,то, во избежание деформации от усилий срезания, на верхнюю часть головы можно налить гипсовый кап.


Рис. 136. Срез верха головы медной проволокой (а) и метод укрепления резьбового болта для установки на постамент (б)

 

Рис 137. Настенная пластика. Дипломная работа А. Натаревича (ЛВХПУ имени В. И. Мухиной)

Верхнюю и нижнюю части головы делают пустотелыми, выбирая излишек массы специальным шпателем. Стенку оставляют толщиной около 2 см при условии, если скульптура головы имеет не увеличенные размеры (толщина черепка зависит от зернистости массы) Обе секции покрывают тонким слоем шликера из той же массы и сое­диняют вместе.

После обжига торцевая часть шеи заполняется гипсом или це­ментом; в них закрепляется довольно большой резьбовой болт (рис. 136, б).

Готовое изделие (неглазурованное) после закрепления его на постаменте можно слегка пропитать воском. Высокообожженное изделие из каменной массы этого не требует.

Делая голову натуральных размеров, надо тщательно проверить степень усадки массы.

Настенная скульптурная пластика. В качестве примера подобной керамики приведем фрагменты из дипломной работы А. Натаревича, выполненной в керамических мастерских ЛВХПУ (рис. 137).

После частичной сушки до кожетвердого состояния объемная пластика разрезалась на отдельные части. В них путем выбирания массы были созданы полости, а для упрочнения — сделаны кера­мические перемычки. После окончательной сушки частей их обжига­ли. Если нужно, то подобные изделия глазуруют и снова обжигают.

При вмуровывании в стену дома отдельные части, как видно из рис. 137, могут объединяться в общую пластику.

Прекрасными примерами скульптурного мастерства в этой об­ласти являются известные средневековые пластики.

Пред.