Формовка на болванках

Формовка на веревочной бол­ванке. Этим древним спосо­бом можно формовать только сосуды с широким горлыш­ком, например, крынку для молока или вазу. При любом способе лепки сосуда гончар всегда старается уделить большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практиче­ского назначения сосуда. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин (крынка) всегда име­ет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, воды, пива или вина, горлыш­ки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост.

Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стен­ках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздей­ствием, то есть смыть с помо­щью тряпки, мочалки или хвоща. Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно входила рука человека. И это вынужден учитывать каждый гончар, формующий кувшин для мо­лока. Всякое уменьшение диа­метра горловины (для красо­ты) ведет к тому, что сосуд не­льзя будет использовать по прямому назначению. Молочный кувшин, или крынка, — это как раз та посу­дина, которую удобно формо­вать на веревочной болванке. Известно, что веревку легко смотать в клубок, имеющий форму шара. Какие-либо по­пытки придать клубку более-менее вытянутую форму — безуспешны. Выручить может только шпуля — стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении (рис. 7.1). Если нет возможности выточить такой стержень из дерева на токарном станке, то его можно сделать вручную,используя нож и топор. Неко­торая неточность формы и ше­роховатость грубо обработан­ной древесины — не помеха, под слоями веревки все эти ог­рехи сгладятся. Когда шпуля будет готова, нужно прикинуть, сколько ря­дов веревки надо на нее намо­тать, чтобы получилась нуж­ная форма задуманных разме­ров. При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр шпули (т) был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины (М). Если выйдет так, что на шпулю нужно на­мотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу (7.2,). Соот­ветственно, при четном числе веревочных рядов намотку на­до начинать сверху. Просвер­лите в шпуле небольшое от­верстие, вставьте в него конец веревки и заклиньте небо­льшим деревянным колышком (7.2а). В нашем случае на шпу­лю надо намотать три ряда ве­ревки, плотно укладывая ви­ток к витку (7.3). Закончив обмотку, конец ве­ревки закрепите булавкой и приступайте непосредственно к лепке. Под рукой должны быть необходимые инструмен­ты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.


Какая бы техника изготовле­ния сосудов ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гонча­ры, черепка, всюду была одина­ковой. Только тогда можно на­деяться, что при сушке, осо­бенно при обжиге, посуда не треснет.

Лепку начинайте с подготовки глиняных пластов толщиной 5—7 мм. Вырежьте из пласта круглое донышко, укрепите его на подставке, а сверху уста­новите обмотанную веревкой шпулю. Нарежьте раскатан­ные пластины с помощью но­жа и линейки на узкие полос­ки и, начиная с донышка, по­степенно облепите всю бол­ванку (7.4). Для прочности со­единений стыки между полос­ками смачивайте водой или шликером — глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния. Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза. Венчик как бы венчает верх посуды (отсюда его на­звание), придает ей особую выразительность и закончен­ность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью. Если края сосуда оста­вить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут поя­виться многочисленные тре­щины. Ведь тонкий край высо­хнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участ­ки будут еще оставаться влаж­ными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приве­дут к трещинам. Чтобы высы­хание происходило равномер­но, край сосуда стали делать более массивным. Так посте­пенно на сосудах стал появ­ляться венчик.

Закончив лепку, тщательно выровняйте поверхность крынки циклями, а затем раз­гладьте мокрой тряпкой (7.5). Когда глина слегка подсохнет, выньте булавку и медленно вытягивайте веревку за конец из глиняной оболочки. Сматы­вая со шпули верхний ряд ве­ревки, нужно быть особенно осторожным: при резком дви­жении на сосуде могут по­явиться трещины. Если такое все жепроизойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин. Второй ряд веревки будет сма­тываться со шпули намного проще, третий — совсем легко. Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная шпу­ля. Теперь осторожно выров­няйте стеками стенки внутри крынки, насколько это воз­можно, а затем разгладьте влажной тряпкой или тампо­ном, укрепленными на палке(7.6). Крынка готова, ее оста­ется только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть гла­зурью.

При желании таким же спосо­бом можно слепить другие со­суды, используя не только де­ревянные шпули, но и подхо­дящие по форме предметы (рис. 8).


Формовка на цилиндричес­кой болванке. Сосуды, имею­щие форму простых геометри­ческих тел, таких, как ци­линдр, призма, конус, пирами­да, можно лепить на болванке из любого твердого материала. Вместо специально изготов­ленных болванок можно с ус­пехом использовать различ­ную посуду, подходящую по форме: бутылки, банки и т.п. Предположим, нужно слепить карандашницу цилиндричес­кой формы (рис. 9). Подобрав в качестве болванки подходя­щих размеров бутылку, обер­ните ее одним слоем полиэти­леновой пленки и закрепите тонкими нитками (9.1). Раска­тайте пластину из глины и вы­режьте из нее круглое доныш­ко карандашницы (9.2). Преж­де чем установить болванку на донышко, просверлите в нем небольшое отверстие, необхо­димое для проникновения воздуха в карандашницу при сня­тии ее с болванки. Чтобы бол­ванка не прилипала к доныш­ку, подложите под нее поли­этиленовый кружок, тоже с от­верстием. Из целого пласта глины вырежьте прямоуголь­ник — развертку боковой по­верхности. Одна сторона его должна быть равной высоте, а другая — периметру карандаш­ницы. В местах соединения стенки с донышком, а также и на других стыках нанесите сте­кой сетчатые насечки. Смазав места соединения жидкой гли­ной, крепко прижмите детали друг к другу и тщательно за­шпаклюйте стыки (9.3). Каран­дашницу можно при желании декорировать одним из извест­ных способов, например, леп­ными узорами (9.4). Из гото­вой карандашницы осторожно извлеките болванку, а за ней и пленку. Отверстие в донышке залепите комочком мягкой гли­ны. Выровняйте ножом верх­ний край карандашницы и по­ставьте сушить (9.5).


Формовка на конической и пирамидальной болванке.

С конической и пирамидальной болванок готовые сосуды сни­маются настолько легко, что нет необходимости в качестве разделительного слоя использовать полиэтиленовую плен­ку. Достаточно лишь смазать болванки вазелином или вос­ковой мастикой. На конической или пирами­дальной болванке можно от­формовать много одинаковых изделий, например цветочных горшков (рис. 10.1). Из раска­танной глиняной пластины вырежьте отдельные стенки или развертку боковой по­верхности (10.2а) и донышко (10.26). Если необходимо сде­лать несколько одинаковых горшков, то дело пойдет более споро, если изготовить из кар­тона или жести шаблоны для боковой поверхности и до­нышка. Наложив шаблон на раскатанную пластину, вы­режьте ножом детали, а чтобы они не высохли, прикройте сверху влажной тряпкой. Формовка выполняется в сле­дующей последовательности. Сделайте в донышке отверстие (10.3), которое в цветочном горшке необходимо не только для беспрепятственного сня­тия его с болванки, но и для стекания лишней воды при использовании его по прямому назначению. В местах стыков нанесите на поверхность глины насечки и тонкий слой жидкой глины. Поверхности горшка выровняйте стекой и затритевлажной тряпкой. Горшок мож­но украсить традиционным способом с помощью так назы­ваемых пальцевых защипов (10.4). Об этом и других спосо­бах декорирования вы можете прочитать в конце книги. Так же, как горшок с кониче­ской поверхностью, изготов­ляется посуда, имеющая в ос­нове усеченную пирамиду (рис. 10.5). Подготовленная к работе болванка не должна иметь острых углов.

 


В качестве болванки можно ис­пользовать уже имеющийся горшок.

 

Если горшок глазурованный, то его лишь слегка притирают восковой мастикой, а террако­товый (без глазури) окраши­вают предварительно масля­ной краской и используют только после того, как краска высохнет.

 

Изготовление на болванках сосудов сложной формы.

В основе даже самого сложного по форме сосуда всегда лежат простые геометрические тела. Кувшин, который изображен на рисунке (рис. 11), состоит из трех усеченных конусов. Сосуд отличается еще и тем, что для формовки всех его составных частей использована одна и та же болванка — цве­точный горшок (11.1). Нане­сите на болванку восковую ма­стику и облепите тонким сло­ем глины. Подставив под нож опорный брусок, разрежьте от­формованный конус пополам (11.2). С болванки поочередно снимите два пустотелых усе­ченных конуса. Один из них пойдет на изготовление верх­ней части — шейки кувшина (11.2а), а другой — нижней ча­сти тулова (11.26). На этой же болванке слепите второй пус­тотелый конус, который цели­ком пойдет на верхнюю часть тулова кувшина (11.3в). От­дельно из глиняной пластины вырежьте донышко и все части кувшина соедините друг с дру­гом (11.3). На завершающей стадии слепите из глиняного жгута венчик (11.4).


Как обычно, поверхность под­правьте стекой и затрите влаж­ной тряпкой.

По такому же принципу, но на трех болванках, лепится кув­шин, изображенный на рис. 12.


Лепка фляги. Для формовки тулова фляги можно использо­вать обычные чайные блюдца (рис. 13). Перед началом фор­мовки блюдца изнутри смажь­те вазелином или восковой мастикой (13.1). Затем возьмите глиняный ком величиной при­мерно с теннисный мячик, ра­зомните между ладонями. Сде­лайте из него шарик, который надо сплющить и раскатать скалкой (13.2). Полученную пластину (толщиной пример­но 5 мм) положите на блюдце и как можно плотнее прижмите к донышку и бортам (13.3). Срежьте ножом выступающую за края блюдца глину (13.4). Из толстого картона или лино­леума согните обечайку в виде широкого кольца (13.5). Она должна с некоторым усилием надеваться на блюдце.


Чем выше будут борта у обе­чайки, тем объемнее выйдет фляга.

 

Вставив блюдце в обечайку, вырежьте из глиняной пласти­ны полоску, соответствующую ее размерам. После обработки стыков жидкой глиной полос­ку вставьте в обечайку, смазан­ную изнутри вазелином (13.6). Прижмите ее плотно к бортам обечайки и аккуратно заде­лайте места соединений. От­формовав цилиндрическую по­верхность фляги, срежьте лиш­нюю глину и снимите обечай­ку (13.7). На торцы боковых стенок нанесите кисточкой жидкую глину и наложите сверху второе блюдце, подго­товленное заранее так же, как и первое (13.8). После заделки швов оба блюдца осторожно снимите, а отформованное тулово фляги подсушите до кожетвердого состояния, при котором глина становится дос­таточно твердой, но в то же время легко режется ножом (13.9). Пока тулово фляги под­сыхает, лепите детали — гор­лышко, пробку и ушки (13.10). Горлышко нужно лепить на де­ревянном стержне, смазанном вазелином (13.10а). Ушки со­гните из раскатанных жгутов (13.10).

 

Заготовив детали, приступай­те к сборке. Кончиком ножа прорежьте в тулове отверстие, в которое смог бы плотно вой­ти стержень с вылепленным на нем горлышком. Вставив в от­верстие стержень, прижмите горлышко к тулову как можно плотнее (13.11). Когда тулово и горлышко будут прочно со­единены друг с другом, дере­вянный стержень слегка по­верните вокруг своей оси и из­влеките из горлышка. По бо­кам, на равном расстоянии от горлышка, прикрепите ушки. Если вы решили украсить флягу резьбой, то не теряйте зря времени. Ведь вырезать узоры можно только до тех пор, пока глина окончательно не затвердела (13.12). Декорировать флягу углублен­ным рельефным узором можно в процессе формовки без помо­щи резцов (рис. 14). На дне блюдца заранее выкладывают узор из простейших элементов в виде ромбиков, треугольни­ков, кружков, лепестков, выре­занных из картона (14.1). Сверху осторожно накладыва­ют глиняную пластину, равно­мерно нажимают на нее паль­цами так, чтобы элементы узо­ра вдавились в глину (14.2). После снятия блюдец кусочки картона окажутся запрессован­ными в стенки фляги. При об­жиге они выгорят, и на их мес­те образуются фигурные уг­лубления, составляющие рель­ефный узор (14.3).


Формовка на болванке блю­да. При формовке блюда мож­но использовать тарелку (рис. 15). Ее нужно положить до­нышком вверх и смазать мастикой (15.1). Сверху наложите глиняную пластину, прижмите ее к поверхности тарелки и тщательно обработайте стека­ми. Затем скатайте жгут и при­лепите его в середине. Сначала пальцами вылепите из жгута бортики донышка, а когда гли­на подсохнет, подправьте их ножом, резцами и стекой-пе­телькой (15.2). Отформован­ную заготовку блюда нужно снять с тарелки после того, как глина слегка подсохнет.


Пред.     След.