Хранители традиций 18

Обожженные игрушки мастер забеливает, затем «раскладывает» основные цвета одежды. Роспись платья или кофты-казачка с юбкой и головного убора женских персонажей несколько усложнена и содержит ряд второстепенных деталей. Но и здесь есть своя традиционная закономерность: нижняя часть одежды у «баб» более нагружена орнаментом, состоящим из кругов, крестов, восьмерок и полувосьмерок, больших овальных пятен, по форме напоминающих зерно ржи или овса.


Конь. Фигурка мужчины в восточной шапочке. Конец XIX — начало XX в.

На платье или кофте намечены пуговицы, на шее — вороток и ожерелье, головной убор украшен рядом полосок и цветной обводкой полей.
Изображения животных просты по лепке и в большинстве своем сделаны из единого куска глины. Так из крепкого туловища лося или коня вырастают столбики широко расставленных ног, плавно сужающихся книзу. Округлый круп утолщается, а у коней — словно бы развевающийся хвост. У лося — крепкая шея, небольшая голова с парой ветвистых рогов и ушами. Морда чуть вытянута вперед, рот приоткрыт, острым предметом намечены глаза и ноздри. У лошадок трактовка шеи и головы проще и бывает настолько изящной, словно образцом мастеру послужили лучшие иконописные изображения древнерусского искусства. У них — крутой изгиб мощной шеи, динамично переходящей в маленькую наклоненную вперед голову с торчащими ушами и приоткрытым ртом. Одни лошади словно бегут в задорном галопе, другие как бы только что остановились и замерли. Все фигурки конструктивны по форме, их объемы плавно перетекают друг в друга, линия контура мягка и округла.


А. П. Шевелев. Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977

Пред.     След.