Хранители традиций 2

«Бобки» для своей детворы делал прежде чуть ли не каждый гончар. Но точно очертить круг игрушечников-профессионалов даже в начале нашего столетия трудно. Ясно лишь одно: таких людей было немного, а в Панфиловской волости с наиболее развитым гончарством их могло быть всего человек пять-шесть.
Старым каргопольским (иногда их называли еще и олонецкими) игрушкам не повезло. Специально их не сохраняли, на комод или на буфет «для басы», как вятские или тульские, не ставили! Все они в начале XX века были достоянием детворы, и ребята владели ими безраздельно. В окрестностях от Печникова и Гринева деревнях в 1960-е годы почти невозможно было найти игрушки пятидесятилетней давности, а от дореволюционного периода считанные единицы сохранились лишь в музеях, к тому же они не имеют точных паспортных данных. В этнографической литературе только отмечалось, что своей безыскусностью они походят на «изделия людей каменного века». Что же было в этих игрушках изначального и что добавлялось со временем нового, каковы ее стиль, язык, круг образов? Во всем этом можно разобраться, лишь внимательно познакомившись со всеми известными нам работами мастеров послереволюционного периода.
Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887 — 1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой (1899—1978) из Гринева — одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента.
Почти все фигурки — одиночные, стоящие, среди них преобладают женские, в длинной юбке колокольчиком. Мужских фигур, - как и изображений животных и птиц,— меньше. По своей высоте все они в ширину мужской ладони и реже — в пядь. Деталей, вылепленных из единого куска глины, в них значительно больше, чем налепных. И эти последние всегда — второстепенные.
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики