Хранители традиций 23

Клавдия Петровна Шевелева (1913—1974) — родная сестра Александра Петровича. Так же, как и брат, она с детства помогала отцу лепить посуду и глиняные фигурки. Прежнее ремесло вновь вспомнила в 1965 году. Темы ее «бобок» и их пластика близки игрушкам брата. Языком игрушки мастерица рассказывала о домашних занятиях своих землячек: лепила пряху, навивающую нить на веретено, бабу с вязанием в руках, парня с гармонью и сидящую с ним «рядком» молодку с зеркалом в руках. Среди них есть и сюжеты развлекательного характера: медведь-гармонист идет под руку с женой-медведицей, баба с младенцем на руках катается верхом на Полкане (переработка композиции У. И. Бабкиной).
Своих «медвежат» Клавдия Петровна лепила в длинных разузоренных сарафанах то с гармошкой, то с пирогами или баранками, то с корзиной, полной грибов. А на плечах, за спиной примостились у них маленькие проказники — медвежата.
Никто, кроме мастерицы, не делал здесь и «кареты-каталки». Напоминают они подобие широко известных в местной игрушке санных возков с конской головой, но поставленных на колеса. В них уселись забавные бородатые поезжане в высоких круглых шапочках и широкополых шляпах, младенцы и вислоухие щенки.
Лепила Шевелева и крестьянку с полотенцем в «бабьем» кокошнике, нарядном сарафане. По словам мастерицы, это — молодуха на второй день свадьбы, предлагает гостям утереться полотенцем. Встречаются у нее игрушки, навеянные современностью, как, например, свинарки с поросятами.
В ряде работ Шевелевой, так же как и ее брата, чувствуется стремление изобразить в игрушке, словно запечатленные с натуры, реальные сценки из сельской жизни, что подчеркивается не столько выбором сюжета, сколько характером пластики и росписи. Эти статуэтки, порой вылепленные на пластине, тяготеют к скульптуре малых форм.



К. П. Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970


К. П. Шевелева. Медвежахи. 1970-1973

Пред.     След.