Хранители традиций 26

Сюжеты российских игрушек всюду едины: это — бабы, кони, птицы. Но по ряду внешних признаков, пластическому решению и манере росписи, легко отличить каргопольские фигурки от пензенских, тульские от вятских. У каждой — свой традиционный образ и стиль, свои приемы в работе, накопленные гончарами каждого из промыслов за долгие годы их существования. Чем «чище» этот стиль, тем дальше произведения от натуралистической случайности. Следы глубокой старины сочетаются в них и с поздними, почти современными чертами. Для нас важно выделить ту основу, на которой сложилась каргопольская глиняная игрушка, привлекающая величавой монументальностью и ясностью форм, родственных образам первобытного искусства. Они словно отстранены от повседневности. При лепке фигурок отброшено все второстепенное, а свойственное натуре многообразие заменено простотою существенного, обобщенностью, доведенной почти до предела. Глиняная поверхность изображений несет на себе драгоценные отпечатки рук мастера, хранит его творческое вдохновение и ритм работы.
Говоря об особенностях исконной местной пластики, стоит подробней остановиться на ее основных признаках, которые встречаются в работах всех мастеров гриневского круга.
Женские фигурки здесь более многочисленны. В основном они делаются из целого куска глины с незначительным числом налепных деталей. Руки всегда полукруглые, часто они срастаются с телом и могут лежать под грудью, у живота, на бедрах или быть поднятыми кверху.


Д В. Шевелев. Старик и конь. 1977


А. П. Шевелев. Тройка. 1978

Иные «бабы» держат перед собой младенца, блюдо с пирогами, птицу или муфту. Голова вытянута вверх с выдающимся вперед подбородком и у мужиков — с окладистой бородой; на лице — один лишь налепной нос и реже — намеченные по сырой глине точки глаз и рта. Головной убор всегда налепной: шляпа, колпак с полями, высокая шапочка и в поздних работах — кокошник или перевязка. Женская грудь нередко обнажена, и к ней припадает сосущий младенец.
После обжига всю фигурку забеливают, а затем расписывают крупным и ясным орнаментом.
Пред.     След.