Хранители традиций 27

Колорит росписи наиболее архаичной группы игрушек напоминает распространенную здесь с древности двухстороннюю вышивку, когда по белой «земле» стелется рдеющий красный узор. Мотивы орнамента несложны, невелико
и их число: это большие кресты, круги, кольца, вписанные одно в другое, и иногда ромбы тоже с крестом внутри. Все это — солнечные знаки, издавна живущие в народном изобразительном искусстве. Так круг мог символизировать дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой земли», и крест говорить, что светит оно на весь вольный свет (на четыре «сторонушки») и все времена года от него зависят. На юбках могут быть наведены и эллипсы, начертанием своим напоминающие семена хлебных злаков, мотивы колосьев и веточек растений.
Роспись верха женских фигурок скромнее, но тоже имеет свои законы. На лице «бобки» ударом черной или красной кисти намечены глаза и рот. (У. И. Бабкина первой стала отмечать еще и румянец щек.) На груди — круг или крест, если же она обнажена, тогда — одни лишь красные соски. Обязательны «цепи» или «мониста» в один ряд с привесками или в несколько рядов. Орнамент головного убора несложен и состоит из кругов и словно расходящихся по сторонам полосок-лучиков. Чтобы выделить выступающие части фигурки, на них наносится несколько контрастных по цвету параллельных штрихов. Значительно позднее в росписи появляется полихромность с введением больших цветовых пятен, обозначающих предметы одежды; рубаху, кафтан, юбку, сарафан.
Орнамент мужских фигурок значительно проще и состоит из одних лишь полосок и точек, не имеющих символического значения. Бороды у всех гриневских игрушечных мужиков наведены красными и синими (реже красными и черными) полосками, тогда как у токаревских они всегда черные, «кудреватые» или всклокоченные.
Роспись гриневских зверей и птиц также традиционна: она в большинстве своем идет по белому фону и состоит из больших огненно-красных, бурых кругов, овалов или крестов. Мы увидим их на боках у оленей и баранов, лошадок, коров и птиц, но не встретим у собаки и волка.


А. Е. Бархатова. Всадник. 1936

В токаревской же игрушке орнамент не имеет такой строгой закономерности, из чего можно заключить, что гончары этой деревни делали в основном поливные «бобки».
Пред.     След.