Хранители традиций 29

Все хранящиеся в музейных собраниях и сделанные уже в наши дни каргопольские глиняные фигурки можно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры. Первые донесли до нас лучшие традиции прошлого. Отмеченные монументальной простотой образа, они величавы и статичны, будто замкнуты сами в себе.
Вторую группу, с каждым годом все более многочисленную, в первую очередь отличает движение. Динамика действия вытесняет статику величавого покоя, но движение и в пластике, и в росписи передано чисто внешними признаками. Здесь общее заменяется конкретным, внутренне выразительное — изобразительным: это уже не образ, а лишь изображение, не игрушка, а уже в полном смысле статуэтка, самостоятельная скульптура малых форм.
Еще в начале 1920-х годов, думая о судьбах русского народного искусства, известный исследователь и большой знаток его В. С. Воронов писал: «Полное отсутствие натуралистических притязаний сообщает народному изобразительному искусству чрезвычайно устойчивый декоративный склад, свободный от разрушительных влияний натурализма, всегда и везде подтачивающего, подобно червю, основы декоративного художества».
Каким же путем идти современному гончару, где брать вдохновение для творчества, что положить в основу своих произведений? Разобраться в этом он сможет, лишь хорошо зная содержание и круг образов каргопольской глиняной игрушки, а также путь ее исторического развития.


Пред.     След.