Хранители традиций 8

Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать Завьялову (р. 1913 г.), имя которой, к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм. Стоят «бабы», то подбоченясь, то вложив руки в карманы, то держат у груди младенца или птицу. Сделанные без каких-либо подставок, фигурки почти полностью созданы из единого куска глины, с совсем незначительным количеством налепных деталей (нос, шапочка, птица, муфта или младенец). Их руки отделены от тела, подбоченившиеся «бабы» слегка напоминают славянскую букву «ферт».


И. В. и Е. А. Дружинины. Олень и собака. 1937


И. В. и Е. А. Дружинины. Крестьянка с младенцем. Крестьянин с трубкой. 1935

Начиная работу, Александра Васильевна раскатывает конический кусочек глины, на высоте одной трети от верха делает валик и из него вытягивает руки, а из образовавшихся спереди и сзади утолщений формирует грудь и чуть выгнутую спину. Голову лепит условно: цилиндрическую, прямо поставленную на высокой шее с выступающим вперед подбородком. Маленькая без полей шапочка подчеркивает стройность скульптурки. На лице — один лишь длинный, заостренный книзу нос.
Юбки у завьяловских «баб» выполнены в виде колокольчика, но иногда тяготеют к столбовидной форме. По высоте игрушки мастерицы — в ширину ладони, хотя чаще всего она предпочитает их делать в пядь.
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики