Игрушки — своими руками

Изготовление глиняных игру­шек — особая отрасль гончар­ного дела. Мастера-игрушеч­ники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, а также сказочного су­щества — полкана. Из декора­тивных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозмож­ных «кормилец» («кормилок»), «водоносок», «птич­ниц» и т. п. Народные игруш­ки поражают простотой и вы­разительностью формы, кото­рая передает самое характер­ное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из дет­ской забавы она постепенно превратилась в настольную де­коративную скульптуру, кото­рая охотно используется для украшения современного ин­терьера. Заслуженной славой пользуются игрушки, срабо­танные в деревне Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.), Хлуднево (Калужская обл.), Абашево (Пензенская обл.) и другие. Вятский художник И. А. Деньшин посвятил народной иг­рушке такие бесхитростные строки:

Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво — безделушка,
Зовут ее народная игрушка.

 

Чтобы прикоснуться к удиви­тельному миру народной иг­рушки, возьмите в руки хоро­шо перемятую глину и присту­пайте к лепке одной из самых выразительных вятских игру­шек — «кормилицы», или «ня­нюшки». Поможет вам в этой работе вековой опыт народных мастериц.

Из куска глины величиной с хорошее куриное яйцо скатай­те в ладонях шарик (рис. 37.1). Вдавите в него указательный палец на глубину примерно двух фаланг. Пережмите левой рукой шарик в середине, раз­делив его на две части (37.2). Причем нижняя часть должна быть больше, чем верхняя. По­лучится фигура, напоминаю­щая неваляшку. Из верхней части лепят туловище, голову и руки, из нижней — юбку в виде колокола (37.3). Глубина юбки-колокола должна соот­ветствовать длине указатель­ного пальца. Чтобы получить форму колокола, глину посте­пенно обминайте вокруг ука­зательного пальца. По мере та­кой обработки стенки колоко­ла будут становиться все тонь­ше и тоньше, его объем будет увеличиваться (37.3а). Затем стенки колокола про­мните между указательным пальцем, находящимся внут­ри, и большим, расположен­ным снаружи (37.36). Когда толщина стенок будет равна примерно 5—6 см, переходите к лепке туловища, головы и рук. Ком глины, расположен­ный сверху, разделите на две части так, чтобы верхняя ока­залась несколько меньше ниж­ней. Из нижней лепят туловище и руки, а из верхней — го­лову.


Подровняв ножом снизу юб­ку-колокол, фигурку укрепите на дощечку, которую можно держать на коленях либо по­ставить на стол. Наметьте та­лию и руки, а из верхней части слепите голову вместе с голов­ным убором — кокошником (37.4). Затем вылепите из за­паса глиняной массы, остав­ленной в средней части фигур­ки, руки (37.5). Некоторые де­тали глиняной игрушки вы­полняются отдельно, напри­мер, фартук (37.5а). Его выре­зают из тонкой пластины, а пе­ред самой наклейкой вдоль нижнего края пальцами дела­ют сборки (37.56). Смочите фартук водой и прижмите его как можно плотнее в тех мес­тах, где нет складок. Чтобы стенки не продавились, под­держивайте их изнутри в мес­те приклеивания фартука пальцами левой руки (37.6). Вслед за фартуком наклейте на фигурку накидку, вырезан­ную также из тонкой глиняной пластины (37.7). Фигурка «ня­нюшки» готова (37.8), остается только вложить ей в руки младенца.

Для лепки «младенца» (37.9) используются мелкие детали. Они быстро сохнут, поэтому их необходимо класть на мок­рую тряпку. Прежде чем со­единить вылепленные детали друг с другом, их обязательно надо смочить водой либо паль­цами, либо кистью. Приступая к лепке «младенца», раскатай­те небольшой валик (37.9а). Из одной его части вылепите голову с чепчиком, из другой — ноги (37.9б). Стекой с закруг­ленной рабочей частью сде­лайте на чепчике складки (37.9в). Остается только изго­товить из тонкой пластины платьице, сосборить его и при­клеить к фигурке «младенца» (37.9г). На завершающем эта­пе вложите «младенца» в руки «нянюшки» (37.10). Готовую игрушку нужно кое-где подправить стеками и раз­гладить влажной тряпкой. После этого ее можно поста­вить сушить.

Если глина, из которой вы ле­пили игрушку, после обжига становится белой, то необхо­димость в грунтовке отпадает.

Так, например, не грунтуют свои игрушки филимоновские и хлудневские мастерицы, по­скольку, как уже говорилось ранее, глина, из которой они лепят, приобретает после об­жига приятный цвет топлено­го молока. Вятские игрушеч­ники имеют в своем распоря­жении бурую глину, как из­вестно, краснеющую после об­жига. Поэтому игрушки после обжига обязательно грунтуют. Грунтовка состоит из мела, разведенного молоком (вместо мела можно использовать зуб­ной порошок). Мел размеши­вают на молоке до густоты сметаны. Грунтовать игрушки можно погружением в раствор, но чаще всего их белят мягкой широкой кистью (37.10). Пос­ле высыхания грунта игрушки расписывают темперой или же красителями для шерсти — си­ними, голубыми, оранжевыми, желтыми, зелеными, малино­выми, розовыми, коричневыми.

 

Раньше красители разводили на перекисшем квасе, а теперь на уксусе.

 

Разведенный краситель расти­рают на цельном курином яй­це. Расписывать игрушки можно и гуашевыми красками, сме­шанными с куриным яйцом. В отличие от гуаши краска, в ко­торой в качестве связующего использовано куриное яйцо, не пачкается, не стирается и не блекнет после высыхания. Начинать расписывать игруш­ку нужно с самой светлой кра­ски. Раскрасив одной краской все намеченные участки дета­ли, а также отдельные элемен­ты узоров, переходят к следу­ющей, более темной краске, и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся иг­рушка.

Желтая краска — самая светлая по тональности, именно с нее и нужно начинать расписывать фигурку «нянюшки». Желтой краской окрасьте чепчик и баш­мачки «младенца», а также на­несите элементы узора в виде полосы на фартуке и широких колец на подоле юбки.

 

Если вы работаете только од­ной кистью, то ее следует хо­рошо промыть в банке с водой, прежде чем набирать на нее другую краску.

 

Малиновой краской окрасьте платьице «младенца» и нане­сите на подол «нянюшки» не­большие кружочки. После малиновой краски пере­ходите к красной. Красная краска участвует в росписи многих глиняных игрушек ак­тивнее, чем какая-либо другая. Этот цвет пользуется особой любовью у народных масте­ров. Окрасьте полностью крас­ной краской накидку и кофту с рукавами. Нанесите два кру­жочка на щеки «няни» и два кружочка на щеки «младен­ца» — это румянец, знак того, что воспитательница и ее по­допечный пышут здоровьем. Той же краской, только самым кончиком кисти, наметьте гу­бы, а затем нанесите точки на узоре фартука.

К этому времени желтая крас­ка, занесенная самой первой, хорошо подсохнет. Значит, на желтые кольца, которыми ук­рашен подол юбки, можно сме­ло нанести частые красные точки, а ниже между кольцами для композиционного равно­весия подрисовать небольшие кружочки.

Вслед за теплыми красками (желтой, малиновой и крас­ной) используется холодная краска — голубая. В голубой цвет окрасьте головной убор — кокошник. Внутри желтых ко­лец на узоре юбки нарисуйте голубые кружки и попутно проведите между кольцами по две короткие черточки. Хотя при росписи дымковских игрушек преобладают яркие открытые цвета, мастера все же не обходятся без таких сумрач­ных красок, как коричневая и черная. Правда, коричневая применяется совсем мало, а черная и того меньше. Рас­красьте коричневой краской локоны у «нянюшки» и «мла­денца», а черной нарисуйте глаза. Легким прикосновением кисти нанесите точки, имити­рующие бусы, на шею «ня­нюшки», а также короткие чер­точки на малиновые и красные кружки, которые являются элементами узора на подоле. На расписанную игрушку на­родные мастерицы нередко на­клеивали ромбики и квадрати­ки из сусального золота, а по­зднее — из фольги. «Нянюш­ку» с «младенцем» тоже мож­но удостоить таких украше­ний: один ромбик из фольги наклеить на кокошник, а дру­гой — на платьице «младенца».

 

Декоративная игрушка «Во­доноска» лепится в той же по­следовательности, что и «ня­нюшка» (рис. 38). Только у неедругой, более пышный голо­вной убор, несколько иная на­кидка, да и в руках не младе­нец, а коромысло с ведрами; к тому же роспись имеет другой колорит. Используя простые изобразительные элементы (кружки, кольца, волнистые и прямые линии), народные мас­тера добиваются удивительно­го живописного эффекта.


Лепка «жар-птицы».В отли­чие от фигурок людей жар-птицу полностью лепят из це­лого куска глины (рис. 39).


Тщательно разомните в руках глиняный ком и придайте ему яйцевидную форму (39.1). За­тем, укрепив на дощечке, раз­делите сверху глиняный ком на две части (39.2). Из одной части вылепите голову, туло­вище и ноги, а из другой — хвост и крылья (39.3). Закан­чивают лепку тем, что тонкие края хвоста и крыльев изгиба­ют волнообразно пальцами (39.4). Готовую игрушку, как и предыдущие, грунтуют ме­лом, разведенным на молоке (39.5).

Лепка филимоновских игру­шек.Эти игрушки родились в селе Филимоново Тульской области. В отличие от вятских они имеют более вытянутые пропорции.

 

Считается, что определенную роль в формировании стиля филимоновских игрушек сыгра­ла местная глина, отличающа­яся высокой пластичностью.

 

Обычно животные, вылеплен­ные филимоновскими игру­шечниками, высокие, голена­стые, с нарочито удлиненными шеями и маленькими головка­ми. Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми по­лями, какие когда-то носили горожане. В руках же филимо-новской «барыни» вместо ре­бенка чаще всего оказывался свисток в виде птички. Если вятская игрушка украшается множеством накладных дета­лей, то филимоновская «барыня» лепится целиком из одно­го куска глины, не считая сви­стульки-птички да небольшо­го налепа на шляпке. Последовательность лепки женской фигурки мало чем от­личается от общепринятой. Скатайте между ладонями шар (рис 40.1а) и наденьте его на указательный палец (40.16). Затем шар вытяните и начи­найте расширять углубление, сделанное указательным паль­цем (40.2). Сплющивая между большим и указательным пальцами стенки юбки-коло­кола, постепенно добейтесь то­го, чтобы толщина их у края была примерно 5—6 мм (40.3). Теперь заготовку можно по­ставить на дощечку и присту­пать к лепке туловища и голо­вы, которые первоначально намечают лишь в общих чер­тах (40.4). Вслед за этим на­метьте головной убор и при­ступайте к лепке рук. Их «вы­тягивают» из кома глины, на­ходящегося в средней части фигуры (40.5). На следующей стадии поля шляпки слегка прижмите с двух сторон, а сверху приклейте так называе­мую тулью — цилиндрическую часть шляпы. Такие шляпки, тулья которых едва прикрыва­ла пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века (40.6).


Теперь на некоторое время фигурку «барыни» отставьте в сторону и принимайтесь ле­пить птичку-свистульку, кото­рую сами мастерицы называ­ют «курицей» (рис. 41). Возь­мите кусок глины величиной примерно с грецкий орех, рас­катайте из него пластину и оберните ее вокруг указатель­ного пальца (41.1). Уплотните глину вокруг пальца, придав ей форму цилиндра. Помогая указательному пальцу левой ру­кой, расплющьте слегка стен­ки цилиндра, чтобы получил­ся кувшинчик с толстым до­нышком. Донышко кувшин­чика проткните тонкой дере­вянной палочкой («пичуж­кой») так, чтобы ее кончик упирался в ноготь (41.2). Над ногтем сделайте клиновидный вырез. Вначале стекой или ножом нарежьте глину под прямым углом до кончика ногтя, затем сделайте второй надрез под острым углом и удалите подрезанную глину.Постепенно сближайте паль­цами края кувшинчика до тех пор, пока они не соединятся (41.3). Из выступа, образован­ного сближенными краями кувшинчика, слепите голову птицы (41.4).


Свисток готов, но будет ли он свистеть? Звук возникает в свистке оттого, что воздух, вду­ваемый с силой в канал мунд­штука, рассекается об острый клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, дру­гая часть попадает в полость свистка (41.5). Опытные мас­тера делают свистульку «на глазок», при этом она издает звонкий и чистый звук даже тогда, когда глина еще не высо­хла. Заставить свистульку сви­стеть тем, кто взялся за ее изго­товление впервые, не так-то просто. Поэтому на рисунке даны точные размеры свистка, вылепленного опытным масте­ром (41.6). Но это не значит, что, стоит только выдержать все размеры, и свистулька тут же запоет соловьем. Другой раз, чтобы она зазвучала, нуж­но что-то где-то подправить.

 

Если свисток, после того как в него дунули, не засвистел или издал вялый глухой звук, нужно найти причину неисправности. Она может заключаться в том, что клиновидный срез стенки притупился и опустился отно­сительно воздушного канала или, наоборот, слишком припод­нят. Не исключено и то, что в канал попали глиняные крошки. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания мундштука. Могут быть еще и другие неисправности, но обыч­но достаточно устранить эти основные, и свисток будет изда­вать сильный и чистый звук.

 

После сушки и обжига звук не только сохраняется, но и усиливается. Если по бокам свистульки сделать одно или два отверстия, то звук будет менять тон. Закрывая и открывая пальцами в определенной последовательности боковые отверстия, можно извлекать из свистульки незатейливые переливчатые трели.

После того как голос у птицы-свистульки будет поставлен, ее сажают на руки «барыне»  (рис. 40.6). После этого игрушку нужно разгладить влажной тряпкой, подправить стекой отдельные детали и отправить сушить, а затем и обжигать. Если игрушка выполнена из красножгущейся глины, то пос­ле обжига ее нужно обязатель­но загрунтовать мелом, разве­денным на молоке. Роспись вы­полняют красителями для шер­сти, разведенными на яичном желтке. Техника росписи близ­ка к вятской, только у филимо­новских игрушечников свои узоры, свои излюбленные цве­товые сочетания (рис. 42).


Игрушки-свистульки.Филимоновская птичка-свистуль­ка — это всего лишь деталь иг­рушки, поэтому форма ее пре­дельно проста и обобщена.

Народные мастера лепят сви­стульки в виде коней, всадни­ков, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет слож­ную форму и к тому же круп­ная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки (рис. 43).


Последовательность лепки свистка-«оленя» та же, что и при лепке филимоновского свистка-птички. Указатель­ный палец обкладывают гли­ной и формуют кувшинчик с толстым дном (43.1). Затем протыкают отверстие в до­нышке, сверху выполняют клиновидный вырез (43.2). Из запаса глины, который преду­сматривается заранее, лепят задние ноги (43.3). Отдельно лепят туловище, передние но­ги, голову и рога (43.4). Гото­вые части соединяют друг с другом, смочив места соедине­ния водой или жидкой глиной (43.5).

Лепят игрушки-свистульки и по-иному. Из глины скатыва­ют шарик, который расплющивают до тех пор, пока не по­лучится круглая пластинка толщиной около 3—4 мм (рис. 44.1). Следующий этап лепки напоминает приготовление пельменей.

Пластинку сгибают пополам и соединяют края крестиком (44.2). В результате получает­ся вытянутая пустотелая фор­ма с двумя выступами (44.3). Из одной ее части лепят мунд­штук, а из другой, более вытя­нутой, — шею и голову коня (44.4).


Затем приступают к озвучива­нию свистульки. Со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкают отверстие и делают внизу клиновидный вырез (44.5). Настраивают свистульку так же, как и филимоновский свисток. Готовые свистульки сушат, об­жигают, а затем раскрашивают. Для росписи свистулек можно использовать обычные масля­ные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отли­чие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окра­ски как во время росписи, так и после нее. Художник сразу же видит окончательный резуль­тат, в то время как с керамиче­скими красками он работает почти вслепую. Современные мастера нередко наряду с мас­ляными красками применяют нитрокраски, которые не толь­ко быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную гла­зурь. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боят­ся воды. В случае необходимо­сти их можно протирать мок­рой тряпкой и даже мыть.

Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики