Истоки образов глиняных игрушек

Приди к нам, весна.
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым...

Народное искусство всегда традиционно. Благодаря этому оно несет в себе мировоззрение народа, даже когда мастер творит лишь «памятью» и до конца не ведает значения образа. В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» и поныне сохраняются черты, присущие, например, женским изображениям древних земледельцев. «Бобки» перекликаются с мотивами местной вышивки, а отчасти и ткачества. Сходство это не случайно, его причину следует искать прежде всего в сути самих образов.
Со времени основания новгородцами первого поселения на месте плодородного «черного поля» и на протяжении столетий судьба края неразрывно была связана с земледелием, что наложило свой отпечаток на культуру Каргополья, где заботы о плодородии земли-кормилицы и связанные с ними обряды продолжали жить вплоть до начала нашего века. Этому же были подчинены и образы игрушек: глиняные «бабы» здесь — с большой открытой грудью, держат блюдо с пирогами и кормят младенца, расписаны они узорами из семян и веточек растений: все выражает идею плодородия и кормления.


И. В. и Е. А. Дружинины. Крестьянка с пирогами. 1940


Зимнее обрядовое печенье «козули». 1970-е гг.

Чтобы разобраться в содержании местной игрушки, прежде всего необходимо определить круг сюжетов, мотивов, запечатленных в глине, выявить значение каждого из них, и уже после станет ясна общая идея, связывающая их воедино.
Пред.     След.