Истоки образов глиняных игрушек 2

Порядок крестьянской жизни в русской деревне определялся годичным кругом сельскохозяйственных работ. Каждый его период в зависимости от времени года был расписан с точностью до дня. В определенную пору начинали пахать землю и сеять, косить траву и жать хлеб, отмечали те или иные земледельческие праздники и совершали связанные с ними обряды. Они по своей полноте не везде были одинаковы, но едины по сути и отражали цельное мировоззрение народа-земледельца.
К ряду праздников специально делали из теста или соломы, дерева или глины фигурки людей, птиц и животных. Так, на рождество (7 января), когда по народным поверьям нарождается молодое солнце, пекли в Архангельске ароматные и вкусные пряники — «козули», украшали их разноцветной глазурью: кругами, крестами и звездами. В каргопольских деревнях их лепили из ржаного теста и обваривали в кипятке. Изображали «козули» коров и коней, оленей, барашков и козлов. А делали их для того, чтобы и в новом году водилась в доме скотинка и давала приплод .
На праздник весеннего солнечного равноденствия (22 марта), когда день меряется с ночью, а вешнее солнце начинает светить все ярче, хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетерок». Тогда же ходили парни и девушки окликать весну:
Жавороночки,
Перепелушки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную.
Весну красную
Принесите нам.


А. А. Савинова. Каргопольское обрядовое весеннее печенье «тетерки». 1977


Пава и березки, вышитые на крае настилальника. Конец XIX в.

Увидят в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны. Верили, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут «тепло летушко».
Пред.     След.