Истоки образов глиняных игрушек 3

Наступал день «Егорья вешнего» (6 мая), и деревенские жители выходили в поле «встречать» дорогого гостя:
Молодой Егорий светлохрабрый —
По локоть руки в красном золоте.
По колено ноги в чистом серебре,
И во лбу солнце...

В этот день свет-Егорий объезжал, по поверьям, крестьянские нивы. Примечали каргополы, на каком он был коне в этот год: снег с полей еще не сошел — конь под ним белый, не жди скорой весны и доброго урожая. На черном коне Егорий — у землепашца и на душе праздник: будет урожай богатым. Приедет Егорий, отомкнет землю, выпустит росу, чтоб росла трава зеленая, а вместе с ней и озимая рожь. Тогда выгоняли крестьяне своих Буренушек и Пеструшек на вольные пастбища, ведь Егорий еще и «запасал» (оберегал) крестьянскую скотину; к этому дню покупали деревенские жители на базарах в жертву свет-Егорию глиняную коровку.
С деревянной ласточкой — символом счастья и благополучия — ходили сельские рябятишки в пору Красной горки, когда справляли праздник возрожденного и пылкого солнца. Оно — в народном представлении — «податель света и теплоты, плодородия земли и оживитель природы». И именно поэтому празднества в его честь тесно были связаны с почитанием животворящих сил природы, сил земли.
Широкая масленица — ранний из вешних праздников, она связана с окончанием зимы и кануном наступления весны.


Птица щепная. 1920-е гг.

Пред.     След.