Истоки образов глиняных игрушек 4

И масленичные обряды были направлены на своевременное пробуждение от зимнего сна земли и вызывание ее плодородия. Они не только «приглашали» людей, животных и растения размножаться, но и были «непреложным магическим средством усиления плодородия».
Из снопа соломы мастерили тогда женщины куклу Масленицу с длинной косой, одевали ее в девичий сарафан, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили на санях по улицам. А вслед за ней катались на упряжках крестьяне, чтобы и на их полях рос хороший лен. В конце праздника привозили масленичное чучело в поле, на озими, сжигали его, а головни от костра разбрасывали по нивам. Говорили: «Чем выше подкинешь горящую головню, тем выше и гуще взойдет весной озимь».
Семь недель спустя после пасхи праздновали «зеленые святки». Приходились они как раз на время бурного роста посевов и трав. Деревенские девушки ходили в этот день в лес, выбирали там молодую березку, срубали и завивали ей ветки, украшали лентами и несли в селение. С песнями водили вокруг нее хороводы, угощали разными кушаньями, а потом оставляли в поле. Верили, что таким образом засеянным полям можно было передать силу плодородия расцветающей березы.
Заканчивалась жатва, крестьяне готовились к радостному празднику — «успенщине»: варили пиво, пекли пироги, забивали барана и созывали на «почестей пир» всю родню. Но перед тем выходили в поле за последним яровым снопом, наряжали его в бабье платье, кокошник и несли в свой дом. И как желанного гостя ставили на почетное место в «красный угол».
Так на протяжении года мы видим развитие важнейшей обрядовой темы, слитой с образами животворящих сил «матери сырой земли» и солнца. Тема это красной нитью проходит не только в календарных земледельческих обрядах, но и в связанных когда-то с ними вышивке, узорном ткачестве и глиняной игрушке.


Пред.     След.