Истоки: земля и люди 7

С горшками и игрушками они спускались на стругах вниз по Онеге до самого Белого моря. Но основная часть гончарных изделий распродавалась в Каргополе в определенную пору года. Самыми многолюдными были здесь предвесенние базары и ярмарки, которые проходили в три сбора.
Что только не свозил местный трудовой люд на городскую соборную площадь. От обилия товаров она становилась тесной. Вблизи белокаменных церквей выстраивались подводы с хлебом, рядом шла торговля овощами. Чуть поодаль продавали сани и дровни, сундуки и мебель крестьянской работы. Ближе к центру площади «горушками» были уложены деревянные ушаты, лохани и ведра, судомойки, шайки и корыта, берестяные туеса, бураки и короба из сосновой дранки, плетеные из лыка лапти.


С. И. Рябов. Крестьянка с цветком. Гончар. Крестьянка с зеркалом. 1977


Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947

Женщины торговали холстами и пестрядью, кушаками и поясами своей работы, выпряденными нитками, пенькой и льном.
А под соборной колокольней и вокруг нее разместились гончары. Как правило, все они были с «каргопольской суши» — из Глотовского, Мокиевского, Олеховского концов, деревень Ананьино, Огнево и Токарево.


В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки


Свистульки-утушки. 1880


Козлик. 1880


И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянин. 1937

Свой товар они расставляли прямо на снегу: горшки с крышами — «кровельками», «латки» и масленки, «жарехи» и лотки, цветочники и кадиленки. И обязательно был «мелочной» (дешевый) товар: глиняные птицы-свистульки и лошадки, фигурки медведей, оленей, зайцы и «бабы». Местный краевед Ф. К. Докучаев-Басков отметил, что именно фигурки этих баб были наиболее архаичны и «напоминали изделия людей каменного века». «Распевные» утушки точно повторяли некоторые старые образцы, черепки от которых находили в давно нетронутой почве.


И. В. и Е. А. Дружинины. Крестьянка. 1937



Пред.     След.