Изготовление форм

Изготовление иа столе простой формы для вазы. На покрытой шеллачным лаком модели (а лучше до лакировки) проводят каран­дашом линию, разделяющую ее на две равные половины вдоль высоты. Для этого используют циркуль, карандаш и угольник, как показано на рис. 110, a. Но можно разделить модель и другим способом.

С помощью циркуля находят центры дна и верха круглой мо­дели.

Затем, положив модель горизонтально на стекло или мрамор­ную доску, подпирают ее с боков кусочками глины и проверяют горизонтальность положения, замеряя циркулем одинаковость рассеяний найденных центральных точек от основания, на котором лежит модель.

Вслед за этим нужно провести циркуль вдоль каждой стороны вазы (рис. 110, б).

После этого модель кладут в прямоугольный разъемный каркас таким образом, чтобы дно и верх ее едва входили в него, а внизу и с боков оставалось бы место для заполнения его мягкой, смешан­ной с шамотом, глиной точно до разделяющей модель линии.

Каркас каждый раз можно собирать из кусков толстой фанеры, стекла или толстых мраморных досок. Лучше заготовить заранее разборный ящик из четырех досок, имеющих запас по длине и ос­нащенных Г-образными крюками, позволяющими собрать огражде­ние для всякого размера модели.

Некоторые мастера на подложенные снизу и с боков глину кла­дут по бокам грубо вырезанные из гипса или промасленного картона дополнительные шаблоны, а образовавшиеся щели замазывают глиной. Модель и шаблоны смазывают шеллачным лаком. Перед заливкой гипса модель и (если применялись) боковые шаблоны сма­зывают с помощью кисти мыльной смазкой, чтобы предотвратить схватывание гипса с гипсом. Верхнюю половину заливают гипсом и оставляют до его схватывания (рис. 111, а). После этого каркас вместе с отливкой переворачивают на 180° и осторожно, чтобы неповредить модель, выбирают всю глину и обтирают модель губкой. Сняв ограждение, на верхних (по бокам) поверхностях гипсового куска (первого) делают замковые полости, т. е. гнезда (лунки) — по две на каждой боковине для вазы среднего размера (рис. 111,6). Наружную сторону первого куска (половины) надо загладить клюшкой, а углы опилить грубым напильником.

Затем модель снова ограждают, намыливают и заливают свежеприготовленным раствором гипса. Таким образом, получают первый ивторой куски формы с замками. После этого модель вместе с ку­сками формы переворачивают, чтобы отлить дно формы.


Рис. 112. Изготовление дна третьего куска формы (англо-американский метод)
1 — клинообразные полости для замка; 2— гипс; 3 — глина

Для получения дна и «донных» замков вырезают лунки или две невысокие клинообразные полости, идущие к наружному краю кусков формы на нет, как показано на рис. 112. Вокруг донной части формы пристраивают глиняную рамку или другой каркас, превы­шающий несколько высоту модели, а затем донные поверхности намыливают.


Рис. 113. Схема изготовления на стан­ке простой формы с донным вкладышем

Вновь приготовленную третью порцию раствора гипса наливают в уровень с глиняной или другой рамкой. Если делались указанные выше клинообразные  полости,то благодаря образовавшимся соответственно донным шипам половины формы разъединяются и собираются скольжением по шипам дна. После извлечения модели оставшуюся смазку хо­рошо вычищают мокрой губкой. Желательно для лучшего креп­ления и сушки кусков формы, собрав ее, вырезать на наруж­ных частях неглубокие канавки для перевязки формь шпага­том. Связанные вместе куски формы сушат при температуре 50—60° С.

Подобную форму можно из­готовить и из двух кусков, т. е. не отливая донного куска, если не делать углубленной ножки у вазы. Тогда перед заливкой пер­вого куска надо расположить модель так, чтобы осталось не­которое   пространство   между  донным  ограждением и дном.

Иногда при снятии формы или при изготовлении модели, поль­зуясь станком (кругом), работу начинают с изготовления цилиндри­ческого донышка, вкладывающегося в боко­вины формы; это вкладыш для дна с ши­пами. Перевернутую модель центруют на станке, вокруг ножки делают огражде­ние, которое заливают слоем гипса высо­той 3—5 см, и после укрепления модели глиной или пластилином обтачивают гипс в гладкий невысокий цилиндрик с желоб­ком, разделяющим его по окружности по­полам (рис. 113).

Горизонтально деленная форма.  Быст­рым способом изготовления формы являет­ся снятие двух кусков с модели вазы или горшка, разделенной горизонтально, но при условии, что они суживаются ко дну и устью на конус («на выход»). Залив ограж­денную нижнюю половину модели гипсом, обтачивают полученный цилиндр до простой конфигурации (с по­рожком), показанной на рис. 114, а затем отливают второй кусок, смазывая предварительно первый. Этот метод имеет и недостаток,так как почти неизбежно образующийся на изделии шов просмат­ривается со всех сторон.

 

Рис. 114. Горизонтально деленная форма
1 — гипс, первый кусок, 2— гипс, второй кусок

Для изготовления крупной вазы «мягкой» овальной конфигу­рации сливным методом делают форму с отверстием для слива шли­кера внизу. При этом верхняя половина формы состоит из двух боковых частей, соединяющихся шипами.

Форма «врасколотку» («вразрез»). Этот способ хорош тем, что гипс двух половин формы вполне однороден. На круге, в соот­ветствии с дном вазы (горшка), вытачивают из затвердевшего гип­са нижний кусок формы (круглый «клин» с замком или цилиндр с же­лобком по кругу), на который ставят модель, и, сделав из листового материала цилиндрическое ограждение, заливают до верхнего края раствор гипса (рис. 115). Такую форму можно расколоть (разрезать) на две половины, если по вертикально делящей линии (пока гипс мягок) надрезать ее с обеих сторон пилой, а затем после неко­торого отвердения забить несколько клиньев и, легко ударяя мо­лотком, разъединить ее на половины (рис. 115).


Рис. 115. Заливка формы "под расколотку"
1 - раствор гипса, 2 - донный клин, 3 - замок, 4 - клинья

Если расколоть форму, не раскрошив гипс, что зависит не только от мастерства, но и от степени отвердения гипса, а также от коли­чества его в растворе, то шов после отливки изделия будет почти незаметным. Однако такая форма быстро изнашивается, ибо не имеет специальных замков. Во избежание этого лучше разрезать форму на большую (на 2—3 мм)и меньшую половины; меньшую отбросить, а большую подрезать ножом по линии, делящей модель уже на равные части. Сделав замки и ограждение, за­ливают вторую половину формы. Обтачивание производят на мед­ленном ходу (участками) станка и при связанной форме.

Примеры снятия форм на станке

а) Если модель имеет неров­ный верхний срез, то наверх модели подливают гипс (1—1,5 см), протачивают горизонтальную ровную плоскость, а с боков срезают излишек гипса по контуру модели до образования цилиндра, от­ступя от ее края примерно на половину толщины будущего черепка изделия (2—3 мм).Этот подлив лучше всего делать на шипах (съем­ный). С помощью прилива (рис. 116, 1) модель можно центровать на станке и заливать донышко формы (рис. 116, справа).


Рис. 116. Изготовление прилива к модели с не­ровным срезом
1 — прилив; 2 — «болван»; 3 — готовая модель для отливки частей формы

Долив запаса производят и тогда, когда модель имеет резко сужающееся весьма невысокое горлышко, и форму для сохранения в этом месте достаточ­ной толщины гипса не­обходимо делать выше модели. В отлитых изде­лиях этот запас срезают.

б) Если модель имеет внутреннее гнездо для крышки, то после отливки боковых частей формы на них протачи­вают вкруговую уступ (шарнир), по ширине примерно вполовину тол­щины формы и по вы­соте 1—1,5 см. Сверху заливают кольцо, как бы скрепляющее боковины формы и имеющее в центре отверстие для заливки гипса. Размер этого отверстия определяется необходимостью обеспечения достаточной (по прочности) толщины залитого внутрь модели гипса. Можно заранее выточить пробку нужных размеров, поставить ее на место литника и после этого заливать кольцо.

в) Модель имеет крыш­ку: снятие формы с модели крышки (под литье) понят­но из схемы на рис. 117.

Кусковая форма со скульптурной гипсовой мо­дели. Прежде всего необхо­димо найти и провести «де­лящую» линию, позволяю­щую снять целиком первый кусок формы со стороны спины фигуры. Для этого надо положить модель гори­зонтально лицевой поверх­ностью вверх, закрепить ее кусками пластилина, и, вставив верти­кально в деревянную колобашку стержень, привести его через копи­ровальную бумагу в соприкосновение с моделью. Затем обвести в этом положении стержень вокруг фигуры, намечая так называемую эква-торную линию (главное сечение). Надо быть уверенным, что полу­ченная линия позволит снять целый кусок, а в противном случае — сделать два куска. Покрыв фигуру смазкой, ее кладут лицом вниз на куски пластилина и начинают добавлять пластилин или глину до делящей линии (под прямым углом).


Рис. 117. Снятие формы модели станке крышки на
а — модель нацентре;   б — форма;  в— модель шарнира с запасом для литника; г— готовая фор­ма крышки

Затем вокруг фигуры, но немного отступя от нее, выкладывают глиняную стенку высотой 1,5—2 см. Гипс на фигуру наращивают кистью, а дальше неболь­шими порциями — шпателем до толщины 1,5—2 сми приглаживают, пока гипс еще не схватился.

После снятия этого куска и удаления пластилина (глины) с не­го и с модели края гипса обрабатывают под острый угол и делают частые замки. Положив фигуру в формуй повернув ее лицом вверх, намыливают края и открытую часть фигуры. Для следующего куска сооружают стенку из глины, уже частично ограждающую модель (рис. 118). Снять второй кусок целиком со всей поверхности передней части обычно не представляет­ся возможным. Надо опреде­лить на фигуре такое место, которое бы после заливки его гипсом позволило куску, не повредив модель, легко пойти «на выход». Огражденное ме­сто заливают гипсом, и после его схватывания полученный кусок обрабатывают. Этот ку­сок кладут на фигуру и делают глиняное ограждение для третьего куска и т. д., пока не закроют всю фигуру от­дельными и сравнительно большими кусками. Затем, уже без модели, куски связывают вместе. После сушки форма готова к употреблению.

В тех случаях, когда кусков получается слишком много, и при­том — мелких, изготовляют собирающий и удерживающий их ко­жух. Указанных выше перегородок не делают, а, разметив модель линиями, осторожно шпателем накладывают весьма густой гипс на первое из размеченных мест. Каждый кусок снимают, обрезают «линию» куска ножом, а наружную поверхность делают с плоскими гранями, чтобы он хорошо лежал в будущем кожухе. Положив обработанный кусок на модель, тем же приемом изготовляют последующие куски. При этом допустима и частичная накладка куска на кусок, но обязательно надо следить за тем, чтобы, западая друг в друга, они в то же время легко отнимались. Начинать отливку куска надо с того места, с которого он будет сниматься с модели последним.

Закрыв модель кусками, отливают первую половину кожуха, который при формовании изделия отминкой должен состоять лишь из двух половин(для метода литья можно изготовлять кожух из трех-четырех частей). На краях половины кожуха делают замки и затем отливают вторую половину (рис. 119). Куски и кожух, свя­занные шпагатом, сушат совместно.


 

Рис. 118.  Кусковая форма со скульптуры
1 — глиняное ограждение для куска формы; 2 — гипсовая   модель;    3 — гипсовая   часть формы со стороны спины

При наличии рук, ног, пьедестала и других деталей у модели, с которых указанным способом затруднительно снять хорошие куски, лучше их отпилить тонкой пилой и изготовить для них формы отдельно, как делают, скажем, формы носиков и ручек для посуды. При этом формы для отрезанных деталей, в свою очередь, могут сос­тоять из отдельных кусков.

Кусковые формы для литья крупных фигур делают так, чтобы они могли разбираться обязательно сверху и отлитое изделие могло постепенно подвяливаться.

Форма для рельефной плитки. Модель для рельефной плитки (изразца) обычно представляет со­бой гипсовую пластинку, на кото­рой нанесен рельеф из глины или пластилина. Сделав соогветствую-щее ограждение, отливают из гипса так называемый негатив, кото­рый, однако, получается неточным из-за деформации мягкого рельефа (налепки), а также из-за того, что края рельефа рисунка обычно не везде скошены художником так, как это требуется при снятии формы «на выход». Поэтому после смазки негатива отливают гипсовый позитив, подправляют его «на вы­ход», уточняют, а затем снимают новый негатив, но теперь уже пол­ностью с гипсовой модели.


 

Рис. 119. Часть многокусковой формы и кожуха (руки отрезаны для снятия отдельной формы)

Данный прием можно перенести и на изго­товление формы для вазы с лепным украшением.

Об изготовлении формы для перевода пластилиновой или гли­няной модели в гипсовую. Снятие с мягкой модели гипсовой формы почти неизбежно ведет к гибели модели и получению не совсем точной формы. Задача мастера состоит в том, чтобы снять с мягкой модели по возможности неискаженную форму, отлить в ней гипсо­вое изделие и, после доработки его художником, окончательно вы­полнить точную форму, пригодную для изготовления керамичес­кого произведения.

Метод заключается в том, что пластилиновая или глиняная фигура делится на известное число секций с помощью тонких про­масленных медных полос, вжатых в модель и подкрепленных плас­тилиновыми шариками. На полученные секции наносят первый тонкий слой подкрашенного чем-либо раствора гипса, а затем из мягкой проволоки изгибают на модели части каркаса (скелет), укладывая его соответственно конфигурации секций. Посредством оченьгустого гипса укрепляют в отдельных местах проволоку на подкрашенном слое гипса. После этого, в соответствии с высотой выступающих медных полосок, заливают обычный белый гипс. Промасленные медные полоски довольно легко вытаскиваются плоскогубцами, и куски после отвердения снимаются. Модель, естественно, повреждается. Приставший к кускам пластилин (гли­на) тщательно удаляется, и внутренность кусков покрывается мыль­ной  смазкой.

При сборе формы образовавшиеся швы в зависимости от размеров фигуры заливаются гипсом или заклеиваются плотным материалом, чтобы раствор гипса при отливке не вытекал. В связанной форме отливают теперь гипсовую модель. Первую порцию гипса быстро выливают обратно и снова заполняют до образования плотной от­ливки. Форму при этом сильно встряхивают и постукивают. После схватывания гипса форму скалывают с помощью тупого долота, молотка и плоскогубцев. Обычно куски снимаются вместе с прово­локой. Сколотые куски выбрасывают. Поврежденные в гипсовой модели места подправляют и уточняют медленно схватывающимся гипсом.

С такой модели можно снять форму, пригодную для изготовления керамического изделия (обычно многокусковую), которую можно размножить, если в этом имеется необходимость.

Если нужны лишь один-два экземпляра, скажем, уникальной крупной скульптуры, выполненной в керамике, то более выгодно не делать мелких кусков с таких частей, как глаза, уши и др., а подмазывать их пластилином или глиной. Затем возможны до­работки их на изготовленном из керамического материала сыром изделии, что выполняет, естественно, скульптор.

Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики