Механизированное изготовление плиток для полов

Коврово-узорчатые и мозаичные плитки. Плитки для половотличаются от фаянсовых (облицовочных стеновых) тем, что они обладают каменным малопористым черепком с водопоглощением в основном не выше 4%, не глазуруются и лишь при необходимости масса их прокрашивается. В зависимости от метода приготовления масс они могут состоять из единой глинистой смеси, или быть на­слоенными, когда на основную массу напрессовывают более тонкий, целиком окрашенный или рисунчатый поверхностный слой тол­щиной 3—5 мм. Такие плитки применяют не только для настила полов, например, в банях, эксплуатирующихся в весьма трудных влажных условиях, но и в вестибюлях клубов и театров, когда од­новременно решаются задачи декоративного и архитектурного зна­чения.

Плитки выпускаются следующих геометрических форм: квадратные, прямоугольные, шестигранные,пя­тигранные, половинки шестигранных и др., а кроме того, — плинтусные плитки для обрамления пола: прямые и угловые. В зависимости от площади каждой плитки ее толщина нахо­дится в пределах 10—13 мм. В последнее время стали выпускать и бо­лее тонкие плитки — толщиной 8 мм. Распространенные размеры основных форм плиток по длине и по ширине: 100 или 150 мм. Отечественная промышленность выпускает половые плитки 15 ти­пов.

Лицевая поверхность плиток не всегда гладкая; она может иметь тисненый рельеф. Это делается не столько для декорирования, сколько из соображений специфики назначения плиток, чтобы умень­шить скольжение.

 Для уменьшения опасности сколь­жения, помимо ребристых и бугристых плиток, добавляя в массу карборунд, получают «шершавые» плитки.

Плитки могут быть одноцветными и многоцвет­ными (коврово-узорчатыми) с рисунком и без него. На отечест­венных заводах изготавливают также малые мозаичные плитки, из которых тут же составляют орнаментированные карты (плитки, наклеенные на крафт-оберточную бумагу), позволяющие осуществ­лять коврово-мозаичный настил (рис. 133). Размеры квадратных мо­заичных плиток — от 23 до 48 мм, толщина 6—8 мм.

Мозаич­ные камешки изготовляют не только из каменного товара, но и из фарфора с матовой или блестящей поверхностью. Последние делают четырехугольными (18 X18 мм и больше), шестиугольными (25 X29 мм и больше), с круглым разрезом (35 X35 и больше), со звездчатым контуром (40 X35 мм). Они также наклеиваются как готовый орнамент на карты самим заводом-изготовителем, и их остается лишь прикрепить к декорируемой поверхности.

Часто для художественной керамической мозаики требуются камешки весьма разнообразной фожы. Для этого заготовляют пластинки толщиной' 6 мм, длиной 140—150 мм и шириной 8-20 мм. Затем их посредством молотка и зубила раскаливают на небольшой наковальне. Если пластинки глазу­рованы, то при этом глазурь частич­но откалывается, в результате чего возникают дефекты на мозаичной поверхности. Поэтому для высоко­художественных работ пользуюгся пластинками, отдельно глазурован­ными.

Для изготовления каменных плиток (метлахских) применяют тугоплавкие и огнеупорные глины с высоким содержанием глинозема (А1203), доходящим до 33% в про­каленном материале. Необходимым качеством  таких глин является большой интервал между температурой спекания и температурой начала деформации.


Рис. 133. Фрагмент пола из карт ковровой мозаики

Каким бы методом не приготовлялась масса (пластическим, шликерным), для плиток во всех случах надо перейти к полусухой порошковой массе с влажностью 7—9% (пресспорошок), так как она будет формоваться на прессах высокого давления (кроме облицо­вочных малых плиток, изготовляемых литьем). При использовании однородных глин, имеющих достаточно большой интерчал спекания, — пригоден способ полусухойподготовки. Он прост и предусматри­вает лишь дробление глины, помол и просеивание.

При использовании нескольких глин, а также при вводе весьма большого количества отощающих и камневидных материалов це­лесообразно применить все же шликерныйспособ, обес­печивающий хорошее смешение распущенных глин с измельченными в шаровых мельницах камневидными материалами с большим ко­личеством воды (55—65%). Эту смесь (суспензию) обезвоживают на фильтрпрессах до влажности 22—24%, а затем с помощью ленточ­ного пресса получают так называемые валюшки, которые под­сушивают и дробят. Можно также сразу резать массу (коржи) на коржерезке, а затем их сушить.

Каменные плитки прессуют из пресспорошка на гидравлических, фрикционных и других прессах под давлением 250—300 кг/см2 и выше.

Коврово-узорчатые большие плитки изготовляют с помо­щью форм, в которые вставляют ячейковые шаблоны, заполняемые различно прокрашенными массами.

Малые мозаичные плитки прессуют в многоместной форме, число мест в которой в зависимости от пресса и размера плиток доходит до тридцати пяти.

Наиболее эффективна сушка плиток, уложенных стопками по 20—35 шт., на этажерках печных вагонеток, на которых они направ­ляются в обжиг без перекладки, с влажностью 2%. Обжиг плиток производят при температуре 1100—1200° С в туннельных и газо­камерных печах. В последних плитки в основном обжигают в кап­селях.

Мозаичные плитки можно сбжигать в капселях в периодически действующих печах (см. рис. 164, б и в).После обжига их наклеи­вают в соответствии с заказанным рисунком на плотную бумагу размером 0,4 х 0,6 м.

Изложить методы и приемы изготовления всех видов архитек­турно-строительной керамики в сравнительно кратком пособии не представляется  возможным.

Область применения керамики с каждым годом расширяется. Появляются новые ее виды; например, керамисты работают над тех­нологией изготовления керамических радиаторов для отопления помещений и др. На некоторых заводах освоили механизированный способ литья плиток небольшого размера, что позволило расширить их производство. Будущность архитектурно-строительной керамики представляется весьма широкой, поэтому учащемуся керамисту-художнику надо быть готовым к ее освоению и умелому применению.
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики