Изразцы

Керамические декоративные плитки, или изразцы, издрев­ле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а также для облицовки печей. Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттисну­тый в специальной деревян­ной форме. Красота изразцо­вого убранства во многом за­висела в древности от искусст­ва мастера, резавшего деревян­ные формы для изразцов. Не­даром само слово «изразец» произошло от «изрезать». Сло­вом, изразец — это «то, что вы­резано, обработано». Рельефы были единственным украшением самых первых из­разцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои на­родных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славян­ской мифологии, среди кото­рых чаще всего встречались Алконост — птица радости и Сирин — птица, символизиру­ющая печаль.

Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными. Из-за пористо­сти материала они пропуска­ли угар в помещение, быстро грязнились и в конце концов могли стать совсем черными. Чтобы избежать этих недос­татков, в XVII веке рельефные изразцы стали покрывать за­щитным слоем — глазурью.

Наиболее широко были рас­пространены муравленые плит­ки, покрытые зеленой глазу­рью.

Одетая поливными изразца­ми, печь не только была укра­шением жилища, но и намного лучше обогревала его, по­скольку изразцовая облицов­ка увеличивает теплоотдачу. Комплекты изразцов для пе­чей разного типа изготовляли специальные керамические мастерские.

В конце прошлого века над со­зданием изразцового убранст­ва печей увлеченно работал художник М. Врубель. В усадь­бе Абрамцево под Москвой по его эскизам и при непосредст­венном участии были построе­ны замечательные печи — ис­тинные произведения декора­тивно-прикладного искусства. Отдал дань изразцовой отдел­ке печей и художник С. Малю­тин, по эскизам которого были построены печи в усадьбе Талашкино Смоленской области. Хотя изразцы в основном яв­ляются частью большой орна­ментальной композиции, каж­дый из них в отдельности по­рой воспринимается как само­стоятельное произведение де­коративно-прикладного ис­кусства. Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объе­диненные единой композици­ей, могут служить настенным украшением как в обществен­ном здании, так и в современ­ной квартире.

 

Лепка глиняной модели.Ес­ли раньше для формовки из­разцов применялись деревян­ные формы, то теперь керами­сты стали отливать их из гип­са по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с гипсовой фор­мой в ней можно отформо­вать до двухсот изразцов. Ес­ли же изразцов требуется больше, то заранее сразу из­готовляют несколько одина­ковых форм.

Лепку глиняной модели начи­найте с плинтуса, или основа­ния. Форма его может быть са­мой различной. Учебный обра­зец изразца, который вы види­те на рисунке, имеет форму квадрата. Его размеры выбира­ют с учетом камеры муфель­ной печи, в которой будут об­жигаться готовые изразцы. Верхнюю грань плинтуса тща­тельно выровняйте правильцем, вырезанным из листового металла или фанеры.

 

Лепку производят в основном пальцами, но там, где необхо­димо получить более четкие формы или создать определен­ную фактуру, применяются стеки.

 

На выровненную поверхность плинтуса нанесите острым кон­чиком стеки контурный рису­нок рельефа (рис. 48.1). Затем вдоль контуров проложите на высоту предполагаемого рель­ефа скатанные из глины жгуты или нарезанные из пластины брусочки (48.2). Заполните гли­ной пространство между на­клеенными жгутами в преде­лах контуров и пролепите пальцами каждую деталь рель­ефа (48.3).


 

Работая над деталями, посто­янно следите за тем, чтобы -конфигурация их позволяла гипсовой форме -свободно от­деляться от изразца. На рис. 48.4 показано, какие профили рельефа модели допустимы, а которых следует избегать. Вы­лепив все основные части рельефа, выберите стеками-петельками необходимые уг­лубления (48.5). Одновременно с помощью стеки придайте деталям более четкую и выра­зительную форму. В заверше­ние выгладите поверхность модели тряпочкой или губкой, смоченной водой.

 

Изготовление гипсовой фор­мы. Готовую модель размести­те в деревянной опалубке и за­лейте гипсовым раствором (рис. 49.1). Его готовят из 7 ча­стей гипса и 10 частей воды. В гипсовку, сделанную из по­ловинки резинового мяча, влейте вначале воду, затем, по­мешивая, всыпайте постепен­но гипс.


Следует еще раз напомнить, что гипсовый раствор сохраня­ет необходимую текучесть только 2—3 минуты. Через 7—8 минут он теряет пластичность, а через 15—20 минут оконча­тельно затвердевает. Поэтому работать нужно четко и быстро. Смочите глиняную модель чи­стой водой из пульверизатора до появления легкого блеска. Нанесите на нее тонкий слой жидкого гипса, внимательно следя за тем, чтобы все участки поверхности модели были полностью закрыты. Затем вы­лейте оставшийся гипс, запол­нив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, а это произойдет, как уже было сказано, через 15—20 минут, снимите опалубку и просуши­те гипс вместе с глиняной мо­делью в течение нескольких часов.

 

При высыхании глина умень­шается в объеме и легко отде­ляется от гипса.

 

Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму про­мойте чистой водой и оконча­тельно просушите.

 

Формовка изразцов. Хорошо просушенную гипсовую фор­му положите на стол и присту­пайте к заполнению ее глиной (рис. 49.2). Вначале на все уча­стки формы положите тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плот­нее в мельчайшие углубления рельефа. Затем постепенно на­кладывайте следующие слои, не переставая пальцами и ла­донями уплотнять их. Когда форма будет набита глиной до­верху, выровняйте правильцем верхний слой глины (49.3). Если вы лепите настенный из­разец, то на этом его формовка закончена. При формовке печ­ного изразца на его тыльную сторону нужно укрепить так называемую румпу (печники ее называют «рюмкой»). С по­мощью ее изразец крепится в печной кладке (49.4). Из глиняного пласта вырежьте четыре прямоугольных бруска одинакового сечения. На тыльную поверхность изразца нанесите стекой сетчатые на­сечки (для лучшего сцепле­ния) и, смочив водой или жид­кой глиной, прикрепите бру­ски так, чтобы они образовали квадратный ящичек, то есть румпу. В двух или четырех ме­стах румпы просверлите небо­льшие отверстия. В дальней­шем в них будут вставляться металлические стержни из толстой проволоки, с помо­щью которых осуществляется крепление изразца в печной кладке.

 

Обычно изразцы прикрепля­ются к печи одновременно с ук­ладкой кирпича при ее строи­тельстве.

 

Формовка окончена. Остается только подождать, чтобы изра­зец слегка подсох, и легким встряхиванием отделить его от гипсовой формы.

Отформованные изразцы су­шат, а затем обжигают и распи­сывают. Подробно об этом — в главе о декоративной отделке керамических изделий.


Пред.    

Разделы сайта

Галерея

История керамики