Каргополье конец 19 века 2

Наступление века капитализма на заповедную прежде каргопольскую землю и снижение роли хлебопашества, вокруг которого жило и местное крестьянское искусство, привело к распадению некогда цельной и богатой художественной культуры края.
Все больше забывается обрядовое значение и традиционное применение игрушки, становящейся только детской забавой. Если раньше, как следует полагать, детские «бобки» отличались простотой внешней отделки, были чаще поливными и обварными, без символической орнаментики, то теперь стали украшенными, включая почти весь арсенал древнего узорочья, смысл которого забывался. Появлялись новые бытовые мотивы как в сюжетике, так и в решении росписи. Фигурка, олицетворявшая прежде женское божество с крестами и кругами-солнышками, уподобилась теперь простой крестьянке и держала в руках хозяйственную корзинку, сумку либо рожок, через который поили младенцев. Наряду с изображениями символов, в росписи появились характерные детали праздничного народного костюма. Эта переходная пора явилась временем поиска новых образов в местной пластике. Игрушечников стали интересовать теперь не столько существенные чаяния сельского общества, освященные древней сакральной практикой и закрепленные традицией, свое внимание они сосредоточили на конкретных проявлениях повседневной жизни северной деревни. Среди гончаров время выдвинуло новых мастеров игрушки, в первую очередь У. И. Бабкину, без работ которой не мыслима сегодня не только каргопольская, но и современная русская народная игрушка вообще.


Пред.     След.