Керамическая живопись

Подглазурные краски достаточно пластичны для работы с по­мощью кисти. Чтобы подготовить краски к такой работе, их «пере­тирают» с тем или иным пластификатором, пользуясь шпателем, курантом (плоским пестиком) и стеклянной палитрой (рис. 61). «Жирные» масла применяются сейчас редко; значительно чаще используется вода с глицерином или декстрином или гуммиараби­ком. Эти материалы легче выгорают и образуют консистенцию краски, вполне удобную для работы кистью. Например, на пять частей краски можно взять одну часть глицерина, к которому добавлено немного воды.

Для работы с подглазурными красками следует иметь хорошие кисти. Известно много способов нанесения подглазур­ных красок кистью, пульверизатором, подглазурным карандашом и др.

Многие краски при работе кистью дают плохие мазки (кроме кобальта и черной). От керамиста-художника требуется большая уверенность в руке, чтобы нанести их на утельный черепок. Это немного похоже на то, как если бы работать тушью на промока­тельной бумаге.

При смешивании красок надо помнить, что одним из самых сильных красителей является синий кобальт. Другие краски слабее, а потому и накладываются более толстым слоем, чем кобальт.

Начинать работу надо с простых рисунков. При их перво­начальном исполнении полезно иметь в качестве приспособленияупор для руки. Для раскрашивания плоских больших изделий, например плит, применяют низкий упор. Для работы по отводке тарелок, исполняемой с помощью турнетки, нужен более высокий упор (рис. 62).

Для пульверизатора должна быть составлена более жидкая суспензия краски, в которую желательно добавлять декстрин. Спо­собом пульверизации удобно декорировать скульптурные изделия.

Чтобы получить незакрашенное место, краску после высыха­ния можно выскоблить, но лучше применить для этого тонкий бумажный трафарет, которым закрыть место, не подлежащее пульвериза­ции.


Рис. 61. Подготовка краски к работе кистью    

1 — курант, 2 — стекло


 

Рис. 62.  Отводка на турнетке с высоким упором для руки

При выполнении сложного рисунка (орнамента), в качестве слоя, предохраняющего черепок от краски, наносимой пульверизатором, можно применять резиновый клей, который легко отдирается после высыхания краски.

Для образования более мягкого контура в некоторые подгла­зурные краски можно добавлять надглазурные.

Живописный способ подглазурного декорирования считается дорогим, требующим весьма квалифицированного труда и, например, при производстве фарфора не так распространен, как многие дру­гие способы. Начинать эту работу нужно с преподавателем.

Пред.     След.