Конь

Любимым сюжетом каргопольских гончаров был конь. После обжига его красили чаще всего известкой, а на боках наводили киноварью колечко или косой крест (такой крест нес в свое время определенное смысловое значение: в древности у славян его изображение должно было входить в конскую сбрую; огромным, во весь конец полотенца, вышивали его и каргопольские женщины).
Образ коня известен в крае не только в глиняной игрушке. Его изображение помещали на самом высоком в постройке «князевом» бревне, под которым укреплено на «луче» «солнышко». Вместе их помещали на женских «золотых платах»: двуглавый коник влечет по небу солнечный диск с большим косым крестом в центре. Согласно преданиям, не забытым здесь и сегодня, по утрам выезжает на небо солнце в возочке, запряженном резвыми конями.
Высоко чтили древние славяне своего бога Солнца — «Святовида». «Сей бог был изображением светила, одушевляющего наш мир. Четыре лица есть четыре годины или времени года. Белый конь [...] знаменовал видимое движение сего благотворного светила».


Кони, влекущие солнце по небу, вышитые на «золотом плате». Конец XIX в.

На Севере летнее солнце называли буркой, зимнее — сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу сивка да бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: Бурка идет на горку, Сивка бежит под горку.


И. В. и Е. А. Дружинины. Конь. 1937

Пред.     След.