Коровушка 2

Дайте коровку,
Масляну головку!
И дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа.
Рожь ужиниста!

И хозяева одаривали «славцев», подавая мальчикам «бычков», а девочкам «коровок».
В русском свадебном обряде «молодуху» и по сей день называют «телкой», «телушкой», а на голову - ей кое-где символически еще накладывают бабий убор с рогатой кичкой, как бы уподобляя хозяйку будущей семьи корове — кормилице крестьянского рода: «Корова есть, и обед есть»,— говорит народная пословица.
В каргопольской деревне в день первого весеннего выгона коров на пастбище, на который нередко выходили всей семьей, именно молодуха (причем в лучших своих одеждах) должна была гнать корову на «поскотину». Она же ходила просить у реки, чтоб та дала ее «коровушке» вдоволь молока. С коровой здесь было связано много обрядов, и исполняла их только женщина. Она впервые вводила купленную корову на двор: «В гостях гостила — домой пришла, плод и живот за собой принесла. У старой хозяюшки двор сгорел, вода повысохла, трава покулила (повяла.— Авт.). У нового хозяина двор новый выстроен, трава шелковая, вода медовая. Напивайся, наедайся, жизнью наслаждайся!»— кланяясь, говорила ей хозяйка.
Готовя корову к первому весеннему выгону, она плела «плетешок» — тоненький пояс из льняных ниток, приговаривая: «Как этот плетешок плетется, так и ты, милая скотинка, плетись на свой двор из следа в след, из шагу в шаг. Нигде не заблуждайся; ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях, ни в быстрых реках». «Милая скотинка, крестьянская животинка», «милое мое стадо, любимый скот — крестьянский живот», «милые коровушки и телушки»,— говорил, обращаясь к стаду, пастух.


И. В. и Е. А. Дружинины. Медведь задирает кабана. 1935

Среди всех игрушек Бабкиной, например, коровушка — самая добрая: плотная, широкогрудая, с толстой шеей и большим выменем. И рисовала ей старая мастерица добрые, словно у улыбающегося человека, глаза.

Пред.     След.