Красящие и некоторые другие, применяемые в глазурях и красках, материалы

В практике изготовления глазурей, эмалей и красок приме­няется ряд окрашивающих материалов, которые при выражении их в виде молекулярной формулы должны занять в ней то или иное место. Чтобы не изменять глазурь либо эмаль по основности или кислотности, следует учитывать количество введенного красителя таким образом, чтобы соотношения сумм основных, нейтральных и кислых окислов оставались такими же, как и в бесцветных глазу­рях или эмалях. Например, если глазурь имела состав РbО*0,2Al2O3*3SiO2, то при окрашивании ее xСиО состав должен быть:

1 - xPbO, xCuO } 0,2Al2O3  } 3SiO2

Однако при добавлении больших количеств красящего окисла плавкость глазури и другие ее свойства могут все же изме­ниться.

Окись меди (СиО).Служит в основном как красящий окисел.

Источники

Окись меди (СиО). Представляет собой черный трудно растираю­щийся в тонкий порошок материал и закись меди (Cu2O) — красного цвета. Так как закись меди легко переходит в окись, то для преду­преждения этого в глазурь надо добавлять закись олова или другие восстановители. Закисные соединения меди при обжиге в восстано­вительной среде могут образовывать коллоидные растворы красной металлической меди (дисперсоид).

В нормальных окислительных условиях в глазурях со свинцо­выми флюсами окислы меди создают темно-зеленые окраски, з окись олова, в присутствии щелочных флюсов, — бирюзовые тона. Избыток поташа (КгСO3) способствует желтовато-зеленой окраске; натриево-калиево-бариевые флюсы окрашиваются медью в голубые тона.

Карбонат меди (CuC03). Предпочитается окислам при получе­нии сине-зеленых глазурей или медно-красных при обжиге в вос­становительных условиях. Карбонат меди может применяться как во фриттованном состоянии, так и в сыром.

Нитрат меди {Cu(N03)2-ЗН20} и сульфат меди (CuSO4*5Н2O). В глазурях они могут применяться после прокаливания. Служат и для росписи солями.

Окись хрома (Сг2O3). В основном окись хрома используется как красящий окисел.

Источники

Окись хрома (Сг203). Представляет собой очень огнеупорный (2039° С) зеленый порошок, использующийся также как абразив­ный материал. Она дает зеленые, желтые и красные краски.

Хромистый железняк (FeCr2O4) — хромит.По существу хро­мит представляет собой натуральную шпинель (FeO-Cr203) и может служить стойким красителем; он содержит различные примеси, не говоря уже о постоянно находящейся в нем окиси железа, кото­рая может изменять зеленую окраску. Большинство глазурей эта шпинель окрашивает в коричневый цвет, который лучше разви­вается в присутствии марганца и цинка. При наличии кобальта получаются черные тона.

Бихромат калия 2Сr2O7) — хромпик. В кальциевых глазу­рях хромпик при добавлении олова дает пинковые окраски — фиоле­товые. В высокосвинцовых глазурях могут получаться свинцовые хроматы — желтые (РbСrO4), а при низком содержании глинозема, температуре около 900° С и резком охлаждении можно получить светло-красные глазури (коралл) — РbСrO4*Рb(ОН)2

Хромат бария (ВаСr2O4). Используется для получения тонов от бледно-желтых до светло-зеленых, но в основном он применяется для надглазурного декорирования, так как при температуре выше 1000—1050° С непрочен.

Закись кобальта (СоО). Эта закись используется как краситель.

Источники

Закись-окись кобальта. (Со3O4). Представляет собой кри­сталлический порошок почти черного цвета Закись кобальта СоО имеет серо-зеленый цвет. Они часто применяются в виде окислов, дающих синие окрашивания в глазурях. Красящим соединением в результате обжига глазури является закись кобальта, в кото­рую, выделяя кислород, переходит окись.

Закись-окись кобальта часто фриттуют с глиноземом, известью и свинцом для низкожгущихся подглазурных красок. Предва­рительное фриттование и получение очень синей фритты (почти черной) позволяют затем «разбавлять» ее и тем самым выравнивать возможную иветовую неоднородность окраски.

Стойкий краситель получается с глиноземом и цинком; он при­годен почти для всех температурных интервалов обжига. В ком­бинации с MgO, Si02и В203 небольшие количества кобальта дают сиреневые и пинковые оттенки.

Карбонат кобальта (СоС03). В комбинации с марганцем, хро­матом железа или охры карбонат кобальта дает черные краски.

Закись никеля (NiO). Эта закись служит красителем.

Источники

Окислы никеля. Окись никеля NiO имеет зеленую окраску кри­сталлов, a Ni203 — черную. В основном никель используется для приглушения и изменения цвета глазури от других окрашивающих окислов Ни один из оттенков глазурей, получающихся в присут­ствии никеля, не кажется очень блестящим. Никель в присутствии цинка и соответствующего флюса может давать голубые окраски, с известью — рыжевато-коричневые, с барием — коричневые, а с магнием — зеленые.

Закись марганца (МnО).Закись марганца служит в качестве красителя.

Источники

Двуокись марганца (Мп02) — пиролюзит. Этот природный мине­рал часто загрязнен железом. Он представляет собой коричневатый порошок. Обычно двуокись марганца придает глазурям фиолетовые и коричневатые тона. В присутствии кобальта получаются почтичерные, а с соответствующими щелочными флюсами могут развиться темно-красные и даже пурпурные окраски Фриттованный с глино­земом пиролюзит дает пинковые тона.

Не следует добавлять свыше б—7% нефриттованной двуокиси марганца ни в глазурь, ни в массу, так как могут образоваться вздутия и «металлизация» глазурной или другой поверхности. Это можно объяснить тем, что пиролюзит довольно легко переходит в закисные соединения, выделяя кислород, так как парциальное дав­ление последнего весьма велико. Термической диссоциации способ­ствует восстановительная среда.

Селен. (Se). Имеет ограниченное применение в глазурях. Исполь­зуется он в виде селено-кадмиевых красных фритт при надглазур-ном декорировании. При более высоких температурах этот прекрас­ный по цвету краситель, к сожалению, малоустойчив.

Сульфид кадмия (CdS). Представляет собой низкожгущийся желтый краситель. Он образуется при фриттовании соединений кадмия, селена исеры. Сульфид кадмия нестоек при температуре выше 800—890° С.

Уранат нартия (Na2O* UO3).Это и другие соединения урана до тех пор, пока они не стали применяться для получения атомной энергии, были широко используемым сырьем для приготовления желтых красок. При соответствующих флюсах в присутствии оло­вянных ициркониевых соединений соединения урана образуют цвета от ярко-желтого до киновари, а при восстановлении — чер­ные,

Пятиокись ванадия (V205). В настоящее время пятиокись вана­дия заменяет урановые желтые краски. В сочетании с оловом она дает интенсивный желтый цвет, в то время как сама посебе является слабым желтым красителем.

Оловянно-ванадиевый краситель весьма прочен в большом интервале обжига (1000—1360° С) и не изменяется в восстанови­тельных условиях, как урановый краситель.

Последними исследованиями установлено, что пятиокись вана­дия при 700—710° С и недостатке воздуха, переходя в четырехва­лентное соединение (V204), в присутствии циркона и фтористого натрия дает красивый голубой краситель (3% NaF + 4% V203). Из нашей практики следует, что он легко синтезируется.

Окись сурьмы (Sr203). В основном применяется как глушитель с высокой кроющей способностью. В известных условиях окись сурьмы может окрашивать глазури в желтые цвета.

Источники

Окись сурьмы (Sb203). Представляет собой весьма слабое раст­воримое в воде соединение и является сильным ядом. Из-за боль­шой кристаллизационной способности глазурь может получиться матовой, если добавка сурьмы производилась «на мельницу» и без фриттования. Присутствие сурьмы в глазури повышает ее вязкость,поэтому не следуетдобавлять ее более чем 8—9%. Ее глушащее действие сказывается при температурах ниже 1150° С. Смесь, со­стоящая из 15 в. ч. свинцового сурика, 10 в. ч. окиси сурьмы и 4 в ч. окиси олова, кальцинированная при 925° С, после измельче­ния и промывания дает так называемый желтыйбазис (жел­тый стойкий краситель).

Сурьмянокислый натрий (NaSb03). Добавляется в глазурь (7—8%) как при помоле, так и во фритту.

Как окислы, так и другие соединения сурьмы в восстановитель­ной среде восстанавливаются подобно свинцовым соединениям. В присутствии последних они обычно дают желтые окраски.

Антимонат свинца [Pb3(SbOJ2]. Называемый иногда неапо­литанскойжелтой, он может использоваться как крася­щий пигмент для низкожгущихся желтых глазурей. При отсутствии свинца или железа сурьма не дает желтых окрасок.

Хлорид серебра (AgCl).Это не растворимая в воде соль.

Нитрат серебра (AgN03). Эта соль растворяется в воде.

В сухом или растворенном виде они должны храниться в темных банках, так как на свету разлагаются с потемнением и выделе­нием серебра. Серебряные соединения часто добавляются в гла­зури «восстановительного огня», так как они легко восстанавли­ваются, придавая им весьма выгодный декоративный эффект.

Карбид кремния (SiC). Это, по существу, абразивный материал. С помощью тонкого порошка карбида кремния в щелочной глазури в присутствии меди можно получить эффект восстановления в обыч­ной окислительной среде. Окись меди при этом будет восстанавли­ваться в отдельных точках.

Пред.