Лепка из глиняной массы

Глина является особой характерности пластичным материалом, и далеко не любой конфигурации, даже талантливо сделанные изделия будут художественно удачными в ней, как в материале

На рис. 3 показаны две формы кувшина, из которых один (а) более типичен для керамического материала, а другой (б) — для ме­талла. Как бы последняя форма не была декорирована, она не станет керамикой, хотя ее тело будет сделано из глины. Это чув­ство, или ощущение керамики, естественно, приходит с приобре­тением некоторого вкуса.

Первые опыты по формованию глины следует начать с лепки несложных форм при помощи только рук.

Игрушечные фигуры, бусы и другие мелкие изделия могут быть созданы путем соединения шаров и цилиндров. Затем можно попы­таться вылепить фигурки животных или человека размером, не превышающим 10—12 см (рис. 4).

Все эти опыты помогут учащимся «прочувствовать» качества, характерные для глинистого материала.

Сложной налепки с помощью какого-либо инструмента делать не следует. Надо наблюдать свойства пластичного материала, его


Рис. 3. Две формы кувшина

а — характерная   для   керамического материала, б — более характерная для металла

податливость и фактурность, не создавая особых украшений. Это будет отправной точкой для начинающего художника.

С приобретением знаний учащийся поймет, что создание нацио­нально-художественной игрушки как предмета, отражающего народ­ное искусство, потребует от него большого творческого опыта или самобытной куль­туры.

На рис. 5 показаны игруш­ки, сделанные в Осетии для выставки в Брюсселе.

В дальнейших опытах из­готовления изделий округлой и «свободной» формы мы не получим  идеального с рав­номерными   стенками   изде­лия, но эта цель в данном случае   и   не  преследуется.

 


Рис. 4. Игрушечные формы из шаров,  цилиндров, роликов, лепешек идр.

 

Характерность  метода  изготовления   изделия   и  сохра­няющаяся при этом фактур­ность материала всегда имеют свою собственную художествен­ную ценность.

В руках скатывают шар глины диаметром 3—4 см. Распластывая и выжимая глину большими пальцами и остальными, формуют толстое, чашечного вида изделие. При этом надо стремиться получить по возможности одинаковую толщину стенок предмета (5—8 мм).


Рис.   5. Игрушки, выполненные осетинскими мастерами (выставкав Брюсселе)

Развитие способности определения толщины стенок «на ощупь» весьма важно для керамиста, особенно при работе на гончарном круге (например, японцы даже очень тонкие вещи выполняют ука­занными выше методами, т. е. «от руки»).

Изделие можно оставить на несколько часов для подвяливания (подсушки) в комнатных условиях (если — на ночь, то в закрываю­щемся оцинкованном ящике). За это время глина приобретает лишь прочность подвяленной, а потому в дальнейшем изделие может дорабатываться без опасения его деформации.

Затем изделие переворачивают дном кверху и гладко зачищают дно старой ножовкой. Поверхность внутри и снаружи изделия может быть умеренно заглажена влажной губкой («греческой» или другой). Не надо стремиться заглаживать ею оставшиеся от ручной лепки следы до идеально выров­ненного и сглаженного состоя­ния. Это будет похоже, скажем, на старания плотника, сделав­шего вещь из простого дерева с помощью лишь топора, а впо­следствии тщательно отполиро­вавшего ее «под красное дерево».

В дальнейшем таким же приемом можно вылепить изде­лия свободной формы: пепель­ницы, розетки для варенья, ку­рительные трубки, бусы и т. п. (рис. 6).

Не следует сразу стремиться сделать что-то «необыкновенное»; лучше проследить за основными свойствами глины, которые при ручной  поделке   подсказывают

делать часто простую, утилитарно и технологически оправданную форму. Художественная ценность вещи повышается тогда, когда ее конфигурация отвечает свойствам материала. Эти наблюдения в будущем помогут создавать проекты и вещи, относящиеся именно к керамике, спутать которую с другим материалом невозможно

Изготовление курительных трубок, бус, браслетов, пуговиц. Из небольшого шарика глины вылепливают полую нижнюю часть трубки (черенок), выбирая избыток глиняной массы с помощью крючка или стека (лопаточки). Черенок должен плавно переходить в патрубок с огверстием для присоединения к нему мундштука(ствола трубки).

Мундштук изготовляют отдельно, раскатывая тонкий пласт глины и оборачивая его вокруг соломинки или камыша (сгорающего материала). Вкладыш с обоих концов должен немного выходить за края будущего мундштука. Этим обеспечивается более плотное его присоединение к черенку и сохраняется отверстие Мундштук присоединяется простой стыковкой и примазкой глиняной ленточки из несколько более мягкой (влажной) глины.


Рис. 6.  Изделия свободной формы, вылепленные «от руки»

Трубки можно прессовать и в специальных формах, состоящих из двух половинок.

Вручную можно вылепить бусы или браслет, набирая их из двух-трех чередующихся деталей, отличающихся по форме и размерам.

Чтобы при обжиге сохранились отверстия, бусины нанизывают на нихромовую проволоку, которую натягивают параллельными рядами на шамотную (огнеупорную) подставку («кроватку»), похо­жую на опрокинутую широкую скобу.

Прочность, которую должны иметь пуговицы, требует для их изготовления применения более сложной массы, чем низкообожжен-ная легкоплавкая глина: например массы с добавкой полевого шпата или массы, образующей так называемое «фарфоровое» стекло (смесь полевого шпата с костяной золой, из которой делали пуго­вицы «под агат»). Но если глина и одна хорошо спекается при низких температурах, то покрытые глазурью пуговицы будут доста­точно прочными и при своеобразном рельефе — весьма декоратив­ными.

Создание форм-миниатюр требует от керамиста не вычурности, а хорошего художественного вкуса. Подобные поделки помогают изу­чить пластичность глинистых масс и приучают начинающего кера­миста к скрупулезности при отделочных работах в художественной керамике Впоследствии можно перейти к изысканию того или иного рельефного орнамента на изделии, не отягощая при эгом его форму.

Изготовление сравнительно больших полых изделий можно начать с простого наращивания отдельных кусков пластичной массы, периодически подвяливая изделие в процессе его изготовле­ния. Однако для таких изделий лучше освоить так называемые кольцевойиспиральныйспособы, которые обеспечат более «чистую» работу

Изготовление горшка из спиралей или колец. Этот способ был уже известен древним гончарам. Им могут быть созданы весьма художественно выразительные и характерные для глины формы.

Интересно отметить, что в весьма давние времена изготовление полой керамики с помощью колец или спиралей в ряде местностей было в основном ремеслом женщин; лишь позже, с появлением гончарного круга, подобное исполнение перешло к мужчинам.

Способы со спиралями или кольцами не требуют особого обо­рудования, но они довольно длительны и не предоставляют «сво­боды творчества» и большого разнообразия при создании форм. По­следнее с большим успехом достигается при использовании гон­чарного круга.

Как и во всех других случаях, перед началом работы глину надо хорошо перебить до приобретения ею однородного состояния, при котором она становится плотной, но не настолько, чтобы в ней образовывались трещины при скручивании. Глина для изготовления дна должна быть немного мягче, чем для стенок, чтобы дно не пере­сыхало и могло быть при необходимости подправлено и обработано к концу изготовления изделия.

Изготовление дна. Дно может быть изготовлено двумя способами.

Первый способ. Лист бумаги кладут на толстую ровную деревянную доску и закрепляют кнопками. Циркулем проводят на бумаге окружность с диаметром наружной окружности дна, размер которого будет служить ориентиром во время работы.

Из куска глины приблизительно с биллиардный шар скатывают в руках подобие грубоватого ролика диаметром 2,5—3 см и длиной 15 см. На гладкой, например покрытой линолеумом, поверхности его раскатывают двумя руками взад и вперед, легко устремляя руки от середины к концам. В результате получают жгут длиной 50—65 см и диаметром 1—1,5 см в зависимости ог нужной величины дна и всего изделия. Надо заготовить несколько жгутов; чтобы они не так скоро высыхали, руки при раскатывании должны быть влаж­ными. Сохранять жгуты в пе­рерывах между работой необхо­димо под влажной тряпкой. Изготовлять жгуты можно и по мере добавления их к изделию.

Стараясь не растянуть жгут, его плотно спиралью наклады­вают на площадь очерченного круга от центра наружу, пока внешняя сторона противополож­ного конца не совпадет с ли­нией окружности на бумаге или столе. Следует стремиться сделать дно из одного жгута, а возможный излишек дли­ны — косо срезать. Спираль слегка придавливается и сглаживается, благодаря чему дно полу­чается более плотным и прочным (рис. 7).

Если глина имела необходимую консистенцию, то для соединения последующих спиралей добавлять воду не придется.

Второй способ. С помощью круглой деревянной скалки и двух параллельно положенных реек, имеющих толщину будущего глиняного дна, раскатывают пласт глины. (Полезно научиться делать пласты ровной толщины с помощью только рук). Толщина пласта дна зависит от размеров проектируемого изделия, но для среднего — она определяется в 10—12 мм. После этого вырезают картонный кружок и накладывают его на пласт. Острым концом узкого ножа, держа его вертикально, отрезают края и получают правиль­ный диск.

Наращивание стенки горшка. Стенки горшка можно нарастить двумя способами.

Первый способ. Жгуты изготовляют такой длины, какая только возможна без их разрыва и с минимальным числом соединений (стыков). Первый из них спирально, чаще всего расширяя диаметр, размещают на плоскости дна; при этом приблизительно каждый сантиметр жгута слегка и с одинаковой силой придавливают, стремясь вытеснить воздух (рис. 8,а).


Рис. 7. Дно из спирали

Когда первая спираль полностью свита, конец ее косо срезают, и к нему прижимают начало новой спирали. Эти операции продол­жают до тех пор, пока стенка не увеличится до 10—12 см и даже выше.


Рис. 8. Ручное формование горшка
а - выкладывание и придавливание спиралей;
б - обработка наржной и внутренней стенок сосуда;
в - подрезка устья сосуда

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы изделие нара­щивалось геометрически правильно, для чего надо осматривать его со всех сторон во время работы.

По мере наращивания все время обрабатывают внутреннюю часть стенки, поддерживая ее рукой снаружи, и наоборот, — когда обрабатывается наружная сторона (рис. 8,6).

Чтобы изделие не осело, дальнейшее наращивание стенки может потребовать подвяливания изделия (подсушки), после чего работу продолжают.

Когда необходимые высота и контур формы достигнуты, устье предварительно подрезают (рис. 8,е) и изделие оставляют для сушки в закрытом большом ящике до приобретения им кожетвердого состояния.

Поставив изделие вверх дном, можно выбрать массу для обра­зования ножки.

Второй способ. После одного полного оборота жгут отрезают и концы его соединяют между собой. Затем таким же образом создают следующее кольцо (рис. 9). При этом появляется большое количество стыков колец; чтобы не ослаблять прочность изделия, стыки следует стремиться распределять не по одной верти­кальной линии, а вразбивку. После наращивания двух-трех колец их осторожно придавливают. Кольца могут быть сглажены снаружи и изнутри или оставлены в качестве своеобразного декора, харак­терного для данного метода.


Рис. 9. Схема изготовления сосуда из колец

При уширении формы надо постепенно увеличивать длину жгу­тов, и наоборот — при сужении. По мере уширения горшка полу­фабрикат должен подвяливаться все большее и большее время, так как тяжесть его стенки будет возрастать.

Консистенция массы для отдельных колец должна быть такой, чтобы в результате получилось изделие с равномерной влажностью, ибо в противном случае возможно растрескивание его при сушке и обжиге

Конечная обработка изделия производится тогда, когда тело горшка приобретет кожетвердое состояние. Если хотят, чтобы изделие получилось гладким, то для умягчения и заглаживания поверхностей применяют влажную губку, которой осторожно сти­рают крупинки и слегка затирают впадины и неровности.

Для закругления шейку или устье подрезают ножом, а' дно зачищают, перевернув горшок шейкой книзу. С нижней стороны дна (на небольшую глубину) можно выбрать немного глины, чтобы создать ножку, как и в первом случае. Для этого используют само­дельную деревянную вогнутую лопаточку — шпатель

Теперь горшок или вазу можно декорировать, например, выре­зая орнамент, но характерность выполненных эгим способом изделий ценна и без декора. При недостаточном опыте в декорировании горшок может быть испорчен, поэтому в первых работах лучше его не украшать.

Применение турнетки. При ручном формовании спиральным или кольцевым способом первоначально можно прибегнуть к помощи вращающегося круга — так называемой турнетки (вертя­щегося столика), служащей для декорирования керамических изде­лий методом отводки (см. рис. 62).

Турнетку можно медленно поворачивать вместе со стоящим на сей изделием, проверяя правильность его формы.

Для зачистки дна и вытачивания ножки следует перевернуть н хорошо укрепить изделие в центре турнетки с помощью влажных комочков глины, прижав их к шейке горшка и диску.

Изготовление шкатулки (короба) из пластов. Несмотря на то, что прямоугольные формы не вполне отвечают специфической мягкости и пластичности глинистых масс и более подходят к металлу или дереву, представляется целесообразным описать процесс изго­товления шкатулки (короба). Подобная работа дает навык по при­соединению и укреплению отдельных деталей, а кроме того, при­учает работать без нарушения формы легко деформирующихся при с)шке керамических плоскостей.

Шкатулку можно изготовить из глинистых масс, находящихся в двух состояниях:

  1. из пластичной массы;
  2. из деталей, которые стали кожетвердыми, с последующим их склеиванием.

Первый способ. Подложив под ком глины и сверху кусок влажной тряпки, раскатывают скалкой между двумя рейками гли­няный пласт толщиной 6—7 мм.При известном навыке это делают и «от руки» (без реек). Раскатывать следует от центра к краям Периодически надо слегка смачивать руки или скалку. Нужно следить, чтобы пласт получился без так называемых «жмотин» (складок), которые, несмотря на заглаживание, после обжига проявляются в виде заметных швов.

Общий для дна и сторон шаблон делают из легкого картона. Первоначально дно и стенки можно вырезать из картона отдельно, составить их, если нужно подогнать, а затем уже, разложив по плоскости, очертить и вырезать целый шаблон, пригодный для повторных работ (рис. 10,а).

Шаблон накладывают на глиняный пласт и тонким острым ножом отрезают избыток массы. Осторожно и возможно меньше деформи­руя вырезку, отдирают ее от тряпки и переносят на ровную гипсовую доску. После этого с помощью линейки вырезают небольшую конусную канавку, соответствующую очертанию дна. Одновременно ска­шивают под углом края стенок. Затем поднимают стенки, сжимают их и приставляют к ним деревянные бруски, покрытые влажной тряпкой, чтобы предотвратить слишком быстрое высыхание наруж­ной части короба и возможное, вследствие того, втягивание стенок во внутрь (рис. 10,6).

Для усиления прочности образованных углов можно изнутри наложить тонкие глиняные жгуты и придавить их шпателем или пальцем (рис. 10,б). После этого короб оставляют на воздухе на два-три часа для подвяливания.

Вырезку заготовки следует производить на толстой гипсовой доске.


Рис. 10. Ручное формование короба
а - вырезание заготовки короба по шаблону;
б - приставленные к коробу бруски, покрытые влажой тканью для замедления сушки;
в - усиление прочности углов глинянными жгутами

Как только короб слегка окрепнет, поверхность его может быть заглажена губкой; а верхний край, с помощью деревянных брусоч­ков, сделан более прямоугольным После этого подсушивание продолжают в большом закрывающемся ящике, не отнимая от стенок короба бруски с влажной тряпкой.

По другому шаблону, указанным выше способом, вырезают за-гоювку для крышки и сразу же соединяют ее по углам. К нижней стороне крышки следует прижать полоски глины, чтобы образовать закраины (рис 11,а), а затем, когда крышка приобретет кожетвердое состояние, подрезать края, подкладывая в качестве направляющей для ножа ровную толстую фанеру или толстый пластмассовый лист (рис. 11,6).

Второй способ. Дно и стенки собирают в форму короба из отдельных пластов, подвяленных (подсушенных) почти до коже-твердого состояния. Заготовленные детали скашивают по краям острым и тонким ножом под углом 45°.


Рис. 11. Вырезание крышки по шаблону
а — приставка закраин для крышки, б — подрезание края по направляющей

Для соединения дна и стенок нужно приготовить шликер — так называемый жижель (взбалтывая небольшое количество той же глины с водой до консистенции сливок). Жижель будет служить в качестве клея. Чтобы увеличить поверхность склеиваемых мест, скошенные края стенок и дна рекомендуется мелко насечь или за-шабрить крупным рашпилем, поддерживая детали скошенным под углом бруском. Намазанные кистью края сжимают и несколько секунд придерживают вместе, пока они плотно не соединятся. Для достижения прямоугольное™ можно вложить внутрь прямоугольный деревянный брусок. Присоединение деталей друг к другу необходимо выполнять быстро.

Пред.     След.