Лощение и томление

Древний прием декорирова­ния, называемый лощением, заключается в том, что всю по­верхность керамического из­делия или отдельные его уча­стки натирают почти до зер­кального блеска каким-либо гладким предметом — камнем­голышом, полировальной кос­точкой, стальной ложкой, сте­клянным пузырьком и т.п. (рис. 61). С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность нано­сят также простейшие узоры, -чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых ли­ний.


Блеск, приобретенный при ло­щении, усиливается после об­жига керамического изделия.

 

Перед лощением изделие под­сушивают до кожетвердого состояния, когда глина уже теря­ет пластичность, но еще не за­твердевает окончательно. Оп­ределяют кожетвердое состоя­ние глины опытным путем, пробуя время от времени про­водить гладким предметом по­лосы где-нибудь в незаметном месте, скажем, на донышке ва­зы или кувшина. Как только ло­щило начнет оставлять на гли­не блестящие полосы, можно приступить к лощению. Выпол­нять лощение нужно очень бы­стро, пока глина не пересохла. Если изделие, например изра­зец, имеет рельеф, то выло­щить нужно только выступаю­щие части, которые будут эф­фектно контрастировать с при­глушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплош­ное, выполняется не только с декоративной целью. При ло­щении верхний слой глины уплотняется, становится про­чным и менее влагопроницаемым.

 

В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и дос­тупным.

 

Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосно­вые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от кото­рых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лоще­ные узоры на бархатистом фо­не отливали металлическим блеском с синевой, как у воро­неной стали. За эти синеватые переливы в народе чернолоще-ную посуду прозвали «синюшками». Искусством изготовле­ния синюшек особо славились в старину ярославские гон­чары.

Небольшие керамические из­делия с лощением, например всевозможные коробочки, бу­сы, броши, шахматные фигур­ки, можно с успехом томить в любой печке. Глиняные изде­лия поместите в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закройте крышку и замажьте щели глиной, оста­вив лишь крошечное отвер­стие для выхода газов. Банку установите в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова.

После того как печь будет вы­топлена и жар несколько спа­дет, банку можно вынуть из печи и открыть. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имеют глубокий чер­ный цвет, а блестящие поверх­ности отливают синевой.

Пред.     След.