Глинистая масса до формования

Текстурные эффекты могут достигаться путем неполного пред­варительного смешивания близких по свойствам, но различных по окраске глин, что увеличивает разнообразие цвета и текстуры черепка изделия Кроме того, к глинистой массе могут быть до­бавлены красящие окислы или минеральные красящие соединения Наиболее распространенными и довольно дешевыми материалами, применяемыми для этой цели, являются окись железа, окись хрома и двуокись марганца (пиролюзит).

Окрашивающие соединения лучше всего, смешав с водой в виде суспензии, пропустить через тонкое сито, а затем добавлять к массе.

Так как двуокись марганца довольно легко отщепляет при нагреве кислород, то добавка ее в массу не должна превышать 6—7%. В противном случае масса может образовать вздутие при обжиге.

Для получения своеобразной текстуры и одновременно для уменьшения сжатий в результате сушки и обжига в массу добав­ляют различного вида шамот, а иногда песок.

Шамот изготовляют обычно путем высокого обжига огнеупор­ной глины, которая затем измельчается. Но его можно пригото­вить, обжигая глину, предназначенную для формования изделий, даже если она не столь огнеупорна, а, скажем, тугоплавка или легкоплавка. Используют также и капсельный «бой» («краевку»), т. е. отход, собираемый на керамических заводах, или «бой» огнеупорного шамотного кирпича, имеющие в основном серовато-кремовую окраску.

Для получения темного шамота можно использовать «бой» строительного красного кирпича, легко поддающийся дроблению. Желательно, чтобы дробленый шамот был дополнительно обожжен до темно-коричневого цвета при температуре 1050-1100°С.

Добавление в качестве отощающего и офактуривающего мате­риала крупнозернистого, обычно загрязненного песка не всегда приносит пользу Содержание в нем окрашивающих природных соединений, хотя и обеспечивает подцветку массы, но возможноеприсутствие известняковых или гипсовых включений осложняет ра­боту. Дело в том, что такие включения после обжига поглощают влагу из воздуха и сильно расширяются, поэтому крупные вклю­чения их могут привести к возникновению сколов и выбоин в черепке. Если изделие обжигалось сразу с глазурью, нанесенной на сырой черепок, то известняк соединится с ней в стеклообразную массу, что уменьшит указанную опасность.

Во всех случаях лучше добавлять различной крупности шамот, чем малоизвестный по составу песок.

 

След.