Медведко

Медведь у большинства гончаров — добрый «хозяюшко леса».


И. В. и Е. А. Дружинины. Медведь с собакой. Медведь с трубкой. 1935

Он выходит навстречу к людям с блюдом, полным пирогов. Балагур, весело играет на гармонике:
Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой.
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет,— пела про него Ульяна Ивановна Бабкина; у нее «медведко» очеловечен и даже пьет вино. Старая мастерица рассказывала полушутя-полусерьезно, как приходил он к ее домику и настойчиво стучал в окошко:
Чья это избушка. Куда ушла старушка? Принесла бы пирожка. Да бутылочку винца. На закуску крендельца!
Игрушки И. В. и Е. А. Дружининых донесли до нас несколько иной образ медведя: они изображали его часто с птицей в лапах, украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких-то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня или солнца.


Стилизованное изображение медведя в окружении птиц и растений, вышитое на подоле женской рубахи. Конец XIX в.

Среди персонажей святочных игр, якобы способствующих плодородию земли, мы не раз встретим медведя или «медведя на коню». Ряжанье медведем известно на масленицу: живого, его сажали в сани рядом с соломенной куклой — «масляницей» — и возили по городу. У славянских народов «медведко», «Михаил Иванович» считался подателем плодородия земли, оттого в ряде мест сохранялся обычай: прокладывая первую борозду, запрягать в плуг рядом с волом медведя.


И. В. и Е. А. Дружинины. Медведь с птицей. 1940

Существовало поверье и о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре, чтобы обеспечить новой семье счастье, богатство и деторождение. Медведь «вещал» матери и о будущем ребенке: «Смелая и суеверная женщина, будучи беременной и желая узнать, кого она родит, давала из рук своих медведю, которого водили скоморохи, хлеб, мед. Если он рыкнет — родит девицу, если замычит — мальчика».
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики