Медведко 2

В Олонецкой губернии еще во второй половине XIX века медведя вышивали на нарядных женских рубахах. Он стоит на широко расставленных и непомерно длинных задних лапах, из которых произрастают растения. Под медведем — деревце с мирно сидящими на нем птичками. Здесь он словно выступает высоким покровителем и надежным защитником растительности.



И. В. и Е. А. Дружинины. Медведь с собачкой. 1937


У. И. Бабкина. Медведь и охотник. Середина 1960-х гг.

Известна связь образа медведя с Велесом-Волосом — божеством плодородия и покровителем скота: именно поэтому медвежью голову вешали на дворе, где стояла домашняя скотина. С медведем приходили и к больным. В свое время ему даже был посвящен особый праздник, который отмечали в пору, когда земля просыпалась от зимнего сна.


У. И. Бабкина. Крестьянка с тальянкой. Медведь. Медведь с пирогом. Медведь с тальянкой. 1960-е гг., 1972

Культ медведя вытеснил в свое время более древний олений, после чего созвездия северного полушария стали называться Большой и Малой Медведицами. В определенный момент развития народных верований Велес и его воплощение — медведь, по мнению Р. А. Рыбакова, стал мужским дополнением к культу женского плодоносящего начала.
Северорусский крестьянин, жизнь которого неразрывно была связана с лесом, часто сталкивался с его «хозяином».
— Я за ягодами пошла, а лес в небо увивается, большущий-пребольшущий. Лишь отвернула вересинку, а медведко ко мне идет, ой! Голова-то густая, лапы такие, дак... ой! — рассказывала, например. Бабкина. И не всегда эти встречи заканчивались благополучно.
Медведи нередко задирали кормилиц коров, вытаптывали крестьянские посевы — все это не могло не отразиться в деревенской игрушке, питавшейся, особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место трагические сцены борьбы мужика с медведем.

Пред.     След.