Налепные узоры

Издревле гончары использо­вали налепные узоры не толь­ко как выразительные укра­шения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при суш­ке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из кото­рых составляют узоры, — жгу­ты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).

Обычно, жгуты раскатывают на гладкой поверхности рука­ми (рис. 58.1). Если же требу­ется получить множество жгу­тов одинакового диаметра, то глину раскатывают специаль­ной дощечкой, имеющей вни­зу ограничители. От них зави­сит толщина раскатываемого жгута (58.2). Чтобы заготов­ленные жгуты, да и другие мелкие детали, не подсыхали и не теряли пластичности, их накрывают сверху влажной тряпкой. Если необходимо по­лучить из отрезка жгута зави­ток, его концы раскатывают до тех пор, пока они не станут острыми (58.3). В зависимо­сти от задуманного узора жгут с заостренными концами свер­тывают в завиток с плотно примыкающими спиралями (58.3а) либо с небольшими за­зорами между ними (58.3б). Из более длинной заготовки получают двойной завиток (58.3в). Узор может состоять из одного, двух и более эле­ментов.


На рис. 58.4 узор включает в себя три элемента — завитки, прямые жгуты и круглые налепы. Характер узора зависитот расположения включенных в него элементов. Тот же зави­ток, только расположенный по-другому, производят совер­шенно    иное    впечатление.

 

Предназначенное для декори­рования изделие должно нахо­диться в кожетвердом состоя­нии.

 

Вначале к стенкам сосуда при­клеивают прямые жгуты. За­тем на одинаковом расстоянии друг от друга — завитки, и в последнюю очередь — круго­вые налепы. При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать де­таль, глину в месте приклеива­ния взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жид­кой глиной тщательно прома­зывают щели.

Кроме завитков, в налепных узорах широко используются круглые и овальные налепы (рис. 59). Их изготавливают из того же жгута, только нарезан­ного на равные короткие части (59.1). Если кусочек глиняно­го жгута величиной примерно с крупную горошину быстро раскатывать между ладонями, то обязательно получится ка­тыш, напоминающий вытяну­тую бусину (59.2а). Чтобы из того же кусочка глины вышел шарик, его катают на ладони указательным пальцем (59.2б). Когда готовые катыши накле­ивают на поверхность изделия, их слегка сплющивают.



Использовать налепные дета­ли можно не только для соста­вления, но и для получения на поверхности изделия различ­ной фактуры (59.3). Напри­мер, с помощью круглых каты­шей легко получить очень вы­разительную бугорчатую фак­туру, которая будет контрасти­ровать с гладкой поверхно­стью декоративной вазы (59.4а). Катыши, имеющие ко­ническую форму, могут бытьиспользованы не только для декорирования вазы (59.46) и карандашницы, но и для изго­товления забавных фигурок. Например, они могут имити­ровать иголки ежа (59.4в). Ко­нусы можно изготовить из продолговатых катышей, раз­резав их пополам. Более круп­ные и удлиненные конусы де­лают из кусочков жгута. Отре­занный от жгута цилиндрик кладут на дощечку и пальцем раскатывают только один его конец.

Особый вид налепов вырезает­ся из глиняного пласта (рис. 60).



Это могут быть не только геометрические фигуры, но и силуэты всевозможных жи­вотных и растений. Единич­ные силуэты вырезаются от руки ножом, а часто повторяю­щиеся — с помощью металли­ческих формочек. Глину рас­катывают скалкой на доске сограничителями, а затем слег­ка подсушивают (60.1). Если предстоит использовать в ор­наменте одинаковые детали, изготовляют формочки из ли­стового металла или жести от консервной банки (60.1а,б). Формочки равномерно вдав­ливают в глиняную пластину, а затем извлекают из них гото­вые фигурки (60.1в). Пример­но так же хозяйки вырезают фигурные пряники. Готовые детали наклеивают на поверх­ность изделия. Но силуэты «оживут» только после того, как их детали будут прорабо­таны стекой (60.1г).

Налепами, вырезанными из глиняных пластин, а также штампованными розетками украшен декоративный сосуд, изображенный на рисунке (60.2). Пластину нарезают на узкие полоски. Один край ка­ждой пластинки обрезают вы­гнутым из жести резачком (60.2а). Полоски с резным кра­ем накладывают на фигурку, начиная снизу. Каждая после­дующая полоска должна пере­крывать нижнюю (60.2б). Узор из розеток, идущих по тулови­щу сосуда, выполняется из ша­риков, которые прижимают к основе штампом (60.2в).

 

Если же есть опасения повре­дить стенки сосуда, узоры штампуют на отдельной до­щечке, а уж потом приклеива­ют на свои места.

Пред.     След.