Олень, лось, баран 2

В ряде мест Каргопольского уезда оленя в обрядах заменил баран. Так, в Луговском, к первому воскресенью после петрова дня, всем миром собирались к условленной часовне, служили молебен, варили приведенных по обету баранов и тут же, или на ближайшей поляне, их ели. Этот праздник назывался «баранье воскресенье».
Но почему эти обряды были связаны именно с петровым днем? Петр считался в народе надежным покровителем засеянных крестьянских полей. Славянское предание рисует его разъезжающим по небу верхом на олене. С небесных высот Петр будто бы наблюдал за ростом хлебов. И именно с этого дня наступал один из основных периодов в росте озимых: у ржи заканчивался налив зерен, и приходила пора их двухнедельного вызревания.


И. В. и Е. А. Дружинины. Лось. Конь. Корова. 1947

«С петрова дня зарница начинает озимый хлеб зарить»,— говорили в народе. Озимая же рожь была основной хлебной культурой в Каргополье.
Петров день — еще не праздник солнца. Накануне и стар, и млад собирались на пригорках его «караулить»: раскладывали огонь, водили игры, пели, но лишь начинал розоветь горизонт, как взгляды всех устремлялись на небо. Солнышко же то покажется, то спрячется, то взойдет вверх, то спустится вниз; то заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет, да так, что и глазам не стерпеть.
Петровские гулянья, или просто «петровки» проходили по всей старой России одними из самых веселых в году. А после праздника наступала для крестьянина жаркая пора — начинались покос и подготовка к озимому севу ржи.
Но вернемся к жертвенному оленю, тесно связанному с этим днем: ведь и его шерсть бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги либо огненные кресты — знаки солнца. Баранам же навивали большие рога (в иных местах их даже золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ним было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса — одной из самых плодородных в Каргополье культур — называли «бараном».

Пред.     След.