Пигменты, разбавители, флюсы, свойства красок

Чтобы расширить палитру подглазурных красок, стремятся или понизить температуру расплавления глазури, или повысить химическую стойкость красок, сделав их мало взаимодействую­щими с глазурью.

Широкое распространение получили устойчивые шпинель-ныекрасители (пигменты), разработанные проф. С. Г. Тумановым. Название их произошло от натуральной шпинели MgO*А1203 — алюмината магния кристаллического строения.

Такие красители (пигменты) представляют собой искусст­венный строго стехиометрический состав из двух окислов: закиси и окиси. Для подглазурных красок применяют шпинели-алюминаты, например СоО * А1203(глубоко-синий цвет), шпинели-хромиты FeO * Cr203 (черно-коричневый цвет), шпинели-ферриты (MgO * Fe203(индийский красный) и др. С. Г. Тума­новым разработаны бирюзовые хромовые пигменты на основе шпи­нели ZnO * Cr203, в которой ZnO замещен СоО, и изучено влияние добавок: Li, Sb, Be, La, Nd.

Подобные составы синтезируют путем предварительного совмест­ного осаждения соответствующих солей, прокаливания их при высокой температуре, весьма тонкого помола, и лишь иногда — просто прокаливания соответствующих окислов и помола.

Шпинельные краски устойчивы против дуффузии их в слой глазури и лучше других сохраняют контур и колорит подглазурного рисунка.

В качестве подглазурных применяют краски не только строго шпинельного типа. Например, смеси окислов хрома, железа, мар­ганца и цинка образуют ряд темно-коричневых пигментов вплоть до черных. Устойчивость краскам придают добавки к ним каолина, окиси алюминия и др. Без таких добавок, например, одна окись железа при высоком огне легко растворяется под глазурью, а с добав­ками — дает довольно устойчивые коричневато-красные тона. Ко­бальт в виде фосфорнокислой соли при смешивании с окисью цинка и глиноземом дает гамму устойчивых синих окрасок.

При изготовлении подглазурных составов к пигментам можно добавлять неокрашивающие материалы — такие, как кварц, белый череп, каолин, сырой полевой шпат и др. Например, краска № 109 — синий кобальт — состоит их 10% окиси кобальта и 90% про­каленного каолина Однако значение добавок заключается не в простом разбеливании, но и в химическом воздействии их на кра­сители при высокой температуре.

Подглазурные краски должны обладать способностью несколько приплавляться к черепку; поэтому во многие составы добавляют еще ифлюс(плавень), а иногда — суспензирующий и плас­тифицирующий глинистый агент, например 5% соответствующей глазури и 5% глины. В другие составы вводят значительно больше флюса. Так, для краски № 50 (розовой) берут 50% пинка № 74, добавляя к нему 50% флюса № 203. Последний состоит из 40% окиси олова, 40% кварца и 20% мела и является одновременно разбеливающим веществом.

Для более эффективного использования подглазурные краски желательно готовить для определенного состава глазури и черепка. Опыт показывает, например, что наличие цинка в глазури оказывает вредное действие на хром-оловянные пинки, а хромовые зеленые краски не должны применяться под глазурями, содержащими олово.

Хотя простые шихты, состоящие из красящих окислов с некото­рыми добавками каолина, кварца и флюса, можно делать без особой подготовки — самостоятельно, все же для начальных работ надо брать готовые подглазурные краски.

Начинающий керамист, чтобы изучить тональную гамму «своих» красок, должен сделать пробную палитру на той керамике, с кото­рой будет работать, и обжечь ее при необходимой температуре под соответствующей глазурью. Желательно также изготовить па­литру и для смешанных составов.

Подглазурные краски после обжига, как правило, становятся ярче. Например, та же краска № 50 (розовая) имеет до обжига серо-розовый цвет, а после обжига при температуре 1300°С ста­новится ярко-розовой. Эту краску можно смешивать с кобальтом и с коричневыми красителями, но с желтыми она дает грязные тона.

Краска № 48, в которую входят хромпик, железный купорос и полевой шпат, имеет светло-коричневый цвет. Ее можно смеши­вать с розовыми и зелеными красками. После обжига при 1300°С она становится ярче, но при небольшом пережоге, из-за присут­ствия легко реагирующего соединения железа, тускнеет и выгорает.

Следует помнить, что краски изменяются и под воздействием газовой среды обжига, особенно восстановительной.

След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики