Подготовка глиняного теста к ручному формованию в небольших мастерских

Навыки по ручному формованию могут быть приобретены при работе с так называемой легкоплавкой глиной, пригодной для изго­товления гончарных изделий, дающей без глазурования обычно водопроницаемый черепок (обжиг при 900—950°С). Но если в печи могут быть созданы более высокие температуры, то лучше работать с глиной, образующей после обжига   камнеподобный и водонепроницаемый черепок. Изделия с каменным черепком позволяют более широко экспериментировать с различного рода глазурями и декором. Во всех случаях глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необ­ходимо создать самому керамисту.

Почти в каждой области нашей страны имеется месторождение глины, испытать которую нужно в первую очередь. Применение ее расширяет интерес к керамическому делу и, естественно, уде­шевляет работу. Учащимся полезно и интересно самим выехать на месторождение, привезти оттуда глину и выполнить ее предва­рительную подготовку и опробование. Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года

Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсу­шить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски

Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молот­ком, засыпают в невысокую кадку, заполненную до половины водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5—10 см. По истечении суток и после размешивания деревянным веслом образуется глинистая, име­ющая густоту сливок суспензия. Чтобы удалить крупные инородные вещества, суспензию процеживают через сито и оставляют стоять на несколько дней. За это время глина осаждается на дне кадки. Затем воду удаляют при помощи сифона или через отверстия, просверливаемые по высоте кадки на расстоянии 2—3 см друг от друга и закрываемые пробками на время отстаивания глины

Когда излишняя влага из глины испарится, что можно ускорить легким выпариванием в эмалированных тазах или оцинкованных противнях, она станет достаточно плотной и пригодной для ручной обработки.

Глину можно хранить в плотно закрывающемся оцинкованном изнутри ящике. В нем ее оставляют на вылеживание, или, как говорят, на «дозревание».

В оснащенных керамических производствах для удаления избы­точной влаги из жидких масс применяют различные фильтр-прессы, а не выпаривание, ибо при выпаривании в некоторых глинах остается слишком много растворимых солей, мешающих дальнейшей их обработке (глазурованию и др.).

Лучшим, чем выпаривание, является способ подвешивания влаж­ной глины в плотных холщевых мешках, которые в дальнейшем укладываются на гипсовые доски, однако, если ткань мешков не очень плотная, вместе с водой удаляется много тонких глиняных частиц, а при очень плотной ткани процесс обезвоживания слишком затягивается; в последнем случае мешки следует нагрузить.

Чем дольше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучша­ются его качества.

Сложенную в оцинкованном ящике массу можно покрыть влаж­ной мешковиной или разместить ее на досках, поддерживаемых брусками на 7—8 см выше уровня воды, в которую погружены лишь концы покрывающей ткани.

 

Стадии состояния глиняного теста.

Свойства глиняного теста на различных стадиях влажности являются важными характерис­тиками при манипуляциях с ним.

  1. В весьма мягком пластичном состоянии глина легко формуется даже под небольшим давлением (очень податлива), но она прилипает к рукам и не выдерживает большого веса при наращивании высоты изделия, т. е. деформируется. При этом размеры изделий в процессе высушивания слишком сокращаются, особенно если глина «жирная» (в массе много воды).
  2. В умеренно пластичном состоянии глина также легко прини­мает ту или иную форму при небольшом давлении, и отдельные куски ее могут соединяться друг с другом. Но в таком состоянии она уже выдерживает давление наращиваемых стенок довольно больших сосудов. Она не прилипает к рукам, но стоит лишь добавить в нее очень немного воды, как она снова становится чрезмерно лип­кой. Это может служить критерием оптимального рабочего состояния глиняного теста до добавления воды. Данная консистенция чаще всего пригодна для формования сосудов и некоторых скульптурных изделий.
  3. В окрепшем, но еще пластичном состоянии глина может формоваться лишь под большим давлением; непосредственно сое­динить два куска трудно. При скручивании глиняного жгута в нем легко образуются трещины. В таком состоянии глина еще может подрезаться или зачищаться. Сокращение размеров изделий при сушке гораздо меньше, чем в первых двух состояниях.
  4. В следующем, уже довольно жестком состоянии глина дефор­мируется с изломом; размеры изделий почти не сокращаются. При простукивании глина издает звук, исходящий как бы от сплошного тела. Поверхность ее начинает чуть-чуть осветляться; это так назы­ваемое кожетвердоесостояние. Соединить два куска можно лишь при помощи склеивающего ж и ж е л я, т. е. разбав­ленной в воде до густоты сливок той же глины.
  5. Последнее по влажности состояние характеризуется хруп­костью, при которой почти исключается возможность, даже при быстрой сушке, образования трещин. Поверхность, например, красножгущихся глин становится светлой (выцветает). В таком состоянии глину можно полировать или зачищать наждачной бума­гой, а также осторожно зачищать влажной губкой.

Для ручного формования наиболее подходит второе состояние, т. е. нормальное рабочее состояние.

По тем или иным причинам глиняное тесто может или пересохнуть, или быть слишком влажным; тогда следует изменить его влажность.

Доувлажнение и подсушивание (подвяливание) массы. Влажная глина обычно впитывает воду весьма медленно, а поэтому сформо­ванная в виде грубого ролика она должна быть разрезана на тонкие лепешки латунной или стальной проволокой («струной»), натянутой между деревяшками, т. е. разрезана, как режут в домашнем обиходе тонкой ниткой хозяйственное мыло Лепешки, выложенные на влажную гипсовую доску или столешницу, обрызгивают водой до тех пор, пока они не приобретут нужную консистенцию После этого их можно соединять.


Рис. 1. Обработка небольшого количества массы в руках   

 


Рис 2. Перебивка кусков массы на столе

 

Подвяливание массы осуществляют, переминая ее на сухой и чистой гипсовой доске или круге. Затвердевший гипс представляет собой весьма пористый материал с капиллярными канальцами, быстро оттягивающими излишнюю влагу. Гипсовая доска не должна иметь трещин и крошиться, чтобы не загрязнять массу гипсовыми частичками, а если она давно лежала открытой, то ее поверхность следует слегка «прошлепать» небольшим куском глины для очистки.


Обработка массы для формования. Перед формованием любая вылежавшаяся масса, состоящая из одной природной глины или из смеси сырьевых компонентов, должна быть «перебита» или перемята для удаления из нее. пузырьков воздуха и получения совершенно однородной консистенции. Для этого существует ряд способов — как ручных, так и машинных. Опишем способы, при­меняемые при обработке малых количеств глины.

Первый способ заключается в том, что на деревянной доске скатывают ролик глины и, держа в обеих руках, скручивающим движением разрывают его на две части, а затем один кусок пере­ворачивают (рис. 1) и «сошлепывают» с другим. Все это пов­торяют пятнадцать-двадцать раз, для проверки однород­ности перерезают ролик проволокой и осматривают, равномерна ли ее структура по разрезу.

Если глины требуется немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобнее перебить на столе. Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты выше головы бросают его с силой на верстак. Затем его «сошлепывают» в колобок и разре­зают в направлении вдоль стола латунной проволокой на два куска. После этого верхний кусок бросают срезанной стороной кверху, а подрезанный нижний, не переворачивая, с силой бросают на бывший верхний (рис 2). Сделав срез под прямым углом к столу, один иj кусков также бросают срезом кверху, а на него второй кусок — тоже срезанной стороной кверху. Этот цикл повторяют примерно двадцать раз (можно перебивать массу и другими спосо­бами).

В некоторых случаях, если к пластичной массе прибавляют отвердевшие глиняные обрезки, то их предварительно доувлажняют и перебивают вместе с массой деревянным молотком.

Пред.     След.