Полкан и Полканица-Поляница 2

Про него как огромного и доброго богатыря, защитника людей от сил зла говорилось в сказках, преданиях, заговорах: «Во всем доме [...] сидела Солнцева дева [...] не богатырь могуч из Новгорода подлетел; подлетел огненный змей [...] А броня не медна, не злата; а ширинки на нем не жемчужны; а шлем на нем не из красного уклада; а калена стрела не из дедовского ларца [...] Полкан, Полкан! Разбей ты огненного змея; ты соблюди девичью красу Солнцевой девы [...] Убит огненный змей, рассыпаны перья по Хвалынскому морю, по сырому бору Муромскому, по медвяной росе, по утренней заре [...] ».
Во внешнем облике Полкана работы У. И. Бабкиной тоже видны стать и сила. Как и Егорий Храбрый, он — воин и ясно отмечен как персонаж именно солнечного круга: на груди у него всегда стоит лучистое солнышко!


Солярные знаки на ставнях каргопольского дома. Изба Пулова. Начало XX в.


«Солнышко» под Князевым бревном каргопольского дома. XIX в.


«Солнышко» на лопаске каргопольской прялки. Первая половина XIX в.

В Архангельской губернии, на Терском берегу Белого моря, куда в старину простирались каргопольские владения, жила древняя былина:
Кода туры да олени по горам пошли.
Кода белы заюшки по засекам,
Кода рыба — то ступила в морьску глубину.
Кода на небо взошел да млад светел месяц.
На земли-то зародился могучий русский богатырь,
Ишше младыя Егорий Храбрые,
У его света — Егорья во лбу солнце,
У его света — Егорья в тылу месяцъ.
По косицам цясты звезды рассыпалися.

О Егорье-солнце говорится и в русских загадках:
Взойдет Егор на бугор
Выше леса, выше гор.
С бугра опускается.
Из глаз скрывается.

Особо почитали свет-Егория на Русском Севере, в Олонецкой и Новгородской губерниях. Крестьяне чествовали его по обычаю в поле, на нивах, где просили о будущем урожае. Жило в народе представление о солнце в виде красивого юноши, разъезжающего на белом коне, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. И на весенний Ярилин день, переосмысленный в средневековье как празднование святого Георгия, подбирали молодого и красивого юношу, сажали верхом на белого коня и возили по полям, чтобы лучше рос хлеб.
Что же могли олицетворять в глазах народа Ярила и, надо полагать, родственный ему Полкан? Корень «яр» употребляется в значении стремительности, пылкости и силы света вешнего солнца, возбуждающего в травах и деревьях растительную силу. В северном говоре слова «яро», «ярко» значили: «сильно», «скоро», поэтому норо-вистую, «горячую» лошадь называли «яркой». Слова же «ярой» и «ярый» имели значение «быстро, неутомимо работающий».
Пред.     След.