Полкан и Полканица-Поляница 3

Представления о Яриле — весеннем солнце — роднились с образом молодого и красивого юноши, полного сил и здоровья. И, возможно. Ярила, он же и Полкан — богатырь, как впоследствии и Егорий Храбрый, одерживали верх над силами стужи и тьмы и освобождали от их власти землю, просыпающуюся под лучами вешнего солнца.


У. И. Бабкина. Полкан. 1969

Праздники в Ярилину честь устраивали крестьяне дважды: весной отмечали его возрождение, летом, когда, по представлению народа, прекращалось производитель-ное начало солнца и оно «умирало»,— смерть. Ко дню похорон Я рилы в деревнях делали его глиняное изображение, а то и просто клали в гроб старика и под плач, заунывное пение прощались с ним. На Ярославщине на погребение «яриловой плеши» парни лепили из глины фигуры Ярилы с подчеркнутым признаком пола, против него ставили Ярилиху и после веселого гулянья разбивали их и бросали в реку. Подобные изображения Ярилы были и у южных славян, где его звали уже Германом. Так в Болгарии во время засухи мастерили из глины фигурку мужчины. Случалось, изготовляли ее и из дерева, но затем все равно обмазывали глиной, вместо глаз вставляли ржаные зерна.
В сельскохозяйственных обрядах русской деревни Ярила выступает в двух образах: весной — в виде полного сил и здоровья юноши и летом — в виде пожилого мужчины, а то и старика. Это тесно связано с представлением народа о рождении и смерти солнца, играющего в жизни земледельца большую роль. Не исключено, что и в каргопольской игрушке когда-то вершник — всадник, расписанный солярными знаками, олицетворял Ярилу-весеннего. Тогда как бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди мог быть образом Ярилы-летнего.
Еще сегодня в каргопольской деревне почти у каждой семьи, помимо фамилии, есть деревенское прозвище, которое отмечает особую черту в характере или внешности людей из этой семьи. Среди таких прозвищ есть и «полканихины».


У. И. Бабкина. Полканиха. Полкан. 1968

Пред.     След.