Полкан и Полканица-Поляница 4

«У нас каждый крестьянин не задумываясь назовет вам рослого и здорового человека богатырем — Полканом»,— писал в начале XIX века исследователь народного быта. Для того чтобы земля дала обильный урожай, выбирали из своей среды такого «богатыря-Полкана» — рослого, дородного мужчину, тормошили и «роняли» его на землю, пели:
Тучен-де, ты тучен, дядя Фома! Пусть-де все такие и будут снопы: Колосом-де сильны, белы зерном! Сеяли, посеяли, сево-ди-да сев!.
Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевалыцика. За день до посева он -парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель»— они окажутся пустыми. В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя все чистое, чтобы и всходы были чисты, без сорной травы. Придя же на поле, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе. Делал так, веря, что лишь тогда урожай будет хорошим.
Подобным вызывается подобное — это основной закон подражательной магии, свойственной русской сельскохозяйственной обрядности. Человек здесь — образ большого мира, и его поведение или действие оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.
Архаические черты образа Полкана, сохраненного памятью старейшей игрушечницы У. И. Бабкиной, олицетворяли, возможно. Солнце и его производительную силу, дающие урожай крестьянским нивам. Ведь именно с представлением о небе и солнце связывали в народе плодородие полей: «Не земля родит, а небо», «Лето родит, а не поле».
Но лишь этим нельзя объяснить запечатленный в игрушке образ каргопольского Полкана. Он значительно сложнее и многограннее. В нем сохранилась и древняя основа мифологического солярного образа, на которую, надо полагать, наложились и сказочно-былинные, и реальные представления север о русс ко го крестьянства.
Полкан в каргопольской, да и вообще в русской игрушке, еще и единственный в своем роде образ неодолимо могучего богатыря. Бабкина делала своего героя внешне благодушным, но внутренне собранным и спокойным. Очень редко лепила Полкана удалым и молодцеватым, обычно же он статный «стар матер человек», как и любимый народный герой-богатырь Илья Муромец. В ульянином толковании Полкан, в первую очередь, крестьянский богатырь. Это замечальный по выразительности и емкий по содержанию образ тихой, но несокрушимой силы народной.
Пред.     След.