Поросюха

Несмотря на то что в начале XX века на Каргопольщине свиньи были самыми малочисленными из домашней живности, этот образ нашел свое отражение в местной игрушке. Мастера вспоминают, что раньше лепили «поросюху» и «поросюху с поросятами», разрисовывая их кругами и крестами, но сегодня такие «бобки» у них популярностью не пользуются, хотя и встречаются у современных игрушечников Дымкова и Филимонова.
О волшебной «свинке — золотой щетинке» рассказывают русские народные сказки и загадки. Без свиной головы или даже целого зажаренного поросенка не мыслили себе наши предки новогоднего Васильева дня: «На Васильев вечер свиную голову на стол!» — говорит пословица. В иных местах, прежде чем поставить такое блюдо, насыпали крестом семена ржи и овса, крест очерчивали кругом (получался знак солнца), покрывали все скатертью и только тогда ставили блюдо с поросенком. Для крестьянина такой стол был символом плодородия и благополучия, богатства в новом году, оттого и считался общим достоянием: все, кто пожелает, приходили в дом и угощались.
Совсем недавно в каргопольских деревнях пекли к этому дню пироги-«свинки», начиненные вареным пшеном (в обрядах оно тоже было образом плодовитости). Считалось, что если девушка откусит «нос» у свинки, загадает о суженом и ляжет спать, то во сне его и увидит.
Но почему в сказках и песнях упоминается именно «свинка — золотая щетинка»? Рождественская колядка — пожелание добра и благополучия — рисует ее такой загадочный образ:
Уж ты сивая свинья,
Тарусень!
На дубу гнездо свила,
Поросяток вывела.
Поросяты полосаты
По сучкам пошли.

А одно из славянских поверий говорит, что в Новый год в избе можно увидеть золотого поросенка — новорожденное солнце. На Русском Севере солнце в образе «свинки — золотой щетинки» было также связано с народными представлениями о плодородии полей: в Архангельском крае один из способов постановки сжатых хлебов называли «свиньей».

Пред.     След.