Приготовление глинистой массы, освоение гончарного круга и работа на нем

Профессионал-гончар может выполнить изделие на круге из масс, широко отличающихся по влажности, однако начинающий керамист должен работать с весьма пластичной массой, способной абсорбировать еще достаточное количество воды не размокая.

Масса перед началом работы должна быть хорошо перебита способами, описанными выше. Необходимая консистенция глины устанавливается в зависимости от сложности конфигурации изделия. Даже при самом тщательном описании работы на гончарном круге трудно передать все ее тонкости. Поэтому учащийся найдет в данном пособии лишь основные сведения; закрепить их и развить можно только под наблюдением опытного мастера.

Прежде чем положить глину на головку, надо уделить достаточ ное время изучению и контролю скоростей вращения круга, приво­димого в движение маховым колесом (маховиком), педалью или мотором. При этом необходимо найти наиболее удобное положение корпуса тела в зависимости от конструкции круга.

Круг, вращаемый маховым колесом, приводится в движение правой ногой сидящего на скамье гончара, т. е. толканием круга от себя, что напоминает ритмичное «болтание» ногой. Левая нога при этом находится на упоре.

При вращении моторного круга надо освоить его включение, переключение н выключение. Если имеется коробка передач, следует подобрать скорость, близкую к скорости вращения ножного круга.

Центровка. Шар из глины (колобок) с некоторой силой бросают в центр вращающегося круга. Плохо отцентрованный, «бьющий» шар будет вращаться как бы «взлетами» и рано или поздно соскочит с головки круга. Опытный мастер достигает нужного центрирования несколькими ловкими, без опоры, движениями. При быстром вра­щении колобок должен казаться почти неподвижным. Чтобы достичь этого, вначале надо тем или иным путем основательно зафиксировать руки, для чего локти надо прижать к корпусу тела. Согнутые кисти рук держат впереди корпуса на колобке, а для придания им устой­чивости — сближают запястья.

Отрываясь периодически от круга, на вращающуюся глиняную массу обильно набрызгивают с губки или с руки воду («смазку»). Для лучшего скольжения вместо воды рекомендуется набрызгивать суспензию из той же массы (глинистую воду). Усиливая постепенно давление закрывающимися ладонями и пальцами рук, стараются поместить колобок точно в центр круга, преобразуя колобок в заглаженный купол.

Усиление текстуры массы. Дополнительная текстурная промин­ка глины на вращающемся круге придает глиняному изделию боль­шую однородность и большую прочность не только в сыром состоя­нии, но и в обожженном. Поэтому вслед за центрированием, сжимая глину обеими руками и медленно поднимая их кверху, — куполпреобразовывают в конус (рис. 18,а). Чтобы не сбить массу с центра, голову надо наклонять и приближать к осевой линии станка (круга). Давление рук должно быть направлено под прямым углом к оси головки станка. Вслед за этим при продолжающемся вращении круга конус прижимают рукой книзу (рис. 18,6). Одни гончары делают это большими пальцами обеих рук, охраняя ладонями боко­вую поверхность конуса, а другие — ладонью руки, поддерживая конус другой рукой.

Операцию вытягивания и спрессовывания глины повторяют восемь-десять раз. В результате такой проминки глина, находя­щаяся в центре, «вырабатывается» (смещается) к краям. К тому же при указанной выше обработке из массы хорошо вытесняется воздух.


Рис. 18. Усиление текстуры массы
а — преобразование купона в конус, б — прижатие конуса книзу, в — отметкацентра на куполе

Преобразовав окончательно глиняную массу в правильно вра­щающийся купол, уменьшают скорость вращения круга и концом большего пальца правой руки намечают центр на вершине купола (рис. 18, б).

Формование полости и дна. Держа большой палец правой руки вертикально, продолжают вдавливать его вниз в центр купола (рис. 19,а), другие пальцы при этом находятся на наружной стороне начавшей изменяться формы; они контролируют определенное перемещение глины в стороны.

В образовавшуюся полость добавляют с губки или с руки неболь­шое количество воды.

Глубина вдавливания большого пальца определит толщину дна. Оставленная при первых опытах несколько большая толщина дна придаст большую устойчивость изделию (горшку) и обеспечит известный запас материала, необходимый для практики по обтачи­ванию.

Для раздвижения глины в стороны левую руку или пальцы опускают до дна образовавшейся при вдавливании большого пальцаполости и осторожно давят по направлению правой руки, которая поддерживает глину с наружной стороны. Глина должна обраба­тываться настолько влажными руками, насколько это возможно без «раскисания» изделия.


Рис. 19. Формование полости и дна
а — вдавливание большого пальца в дно купола (колобка); б — формование полости и дна

После того, как будет обеспечен необходимый диаметр дна и образована небольшая полость (рис. 19, б), губкой выбирают в ней воду. (Из неглубокой полости можно изготовить чашу, миску и др.)

Вытягивание цилиндра. Если начнут получаться хорошие ци­линдры с равномерными стенками, то вытачивание из них вазовойили горшечной формы не представит боль­шой сложности.

При изготовлении цилиндра на поверх­ность его полости  добавляют  «.смазку». Каждый мастер по-своему вытягивает эгу промежуточную форму,  но во всех слу­чаях она должна получить высоту буду­щего изделия. Многие мастера используют для этой операции конец среднего пальца левой руки, опуская его внутрь полости до дна, а согнутый первый и большой паль­цы правой руки прижимают к внешней стороне     вытягивающегося     цилиндра. Во время вращения круга руки «ведут» от дна кверху (рис. 20), стараясь сблизить их, чтобы стенку сделать достаточно тонкой При вытягивании весьма небольшого ци­линдра можно пользоваться лишь одной рукой, выжимая нижнюю часть полости между большим пальцем и остальными. Чтобы вы шнуть цилиндр до необходимой высоты, эти операции повторяют ша-три раза. Воду периодически выбирают губкой.


Рис. 20. Вытягивание цилиндра

Требуется большой опыт, чтобы придать стенке равномерную толщину. Некоторые мастера при изготовлении цилиндра, а также горшка или вазы часто используют для сглаживания поверхности разного рода скребки, имеющие форму шаблона, частично прилегаю­щего к той или иной линии формы, однако злоупотреблять этим не следует.

Оформление горшка или вазы. Из цилиндра можно выполнить горшечную или вазовую форму. Если давить на внутреннюю сто­рону цилиндра, то стенки его будут вытягиваться с расширением формы (рис. 21). При таком формовании очень важно, чтобы в нем участвовали обе руки, находясь внутри и снаружи цилиндра точно одна против другой, взаимно координируя то давление, которое

требуется для образования нужной формы. При изготовлении высокого горшка руку необходимо держать внутри полости верти­кально.

В процессе изготовления узкогорлого горшка надо следить за тем, чтобы не расширять отверстие (устье) больше, чем это нужно. Слишком расширенные стенки впоследствии трудно закрыть, не нарушая текстуру материала.

Для вытягивания шейки осторожно захватывают верх горшка указательными и большими пальцами обеих рук и легко их поджи­мают (рис. 22) После этого рука, как правило, не может быть введена во внутрь изделия.

Многие формы, пока они находятся еще в пластичном состоянии, подвергаются доработке (приставка ручек, носиков и т. п.).

Если шейка узкая, то при накоплении «смазки» ее можно удалить с помощью проволоки или палки, к концу которой привязывают губку (рис. 23, а). Лишняя глина, накапливающаяся снаружи у дна горшка, удаляется рукой или скребком во время вращения круга (рис. 23,6).


Рис. 21.  Расширение стенок до необходимой формы


Рис. 22. Вытягивание шейки

Некоторые дополнительные операции при изготовлении горшка или вазы. Уже при вытягивании цилиндра в его стенках можно обнаружить один-другой пузырек воздуха, что является следствием плохой перебивки глины. Пузырьки должны быть удалены путем

прокалывания их куском проволоки и выдавливания воздуха наружу При значительном количестве пузырьков глину  необходимо перебить заново.

 

Рис. 23. Удаление избытка влаги и жидкой массы

а — губкой на проволоке изнутри узкогорлой вазы, б — скребком снаружи

Часто верхний край цилиндра получается неровным — «рваным». Тогда жесткой тонкой проволокой протыкают сбоку цилиндр у наи­более низкого места рваного края и, поддерживая прошедший во внутрь конец проволоки, срезают часть массы в виде ленты (рис. 24).

Круг при этом слегка вращают.

Во многих случаях бывает необходимо «развернуть» верхний край, что придает особую харак­терность гончарному изделию, чего нет или труднее получить, на­пример, на изделии, оформленном методом литья. Для этого верхний край изделия вытачи­вается тонким, затем, манипулируя пальцами, глину «выводят» в наружную сторону и заворачивают, как показано на рис. 25.


Рис. 24.   Срезание «рваного» края


 

Рис. 25.    Развертывание края устья

Если нужно сделать носик («губу»), это это нетрудно выполнить, слегка надавливая пальцем вниз между двумя другими пальцами (рис. 26).

Ручка вытягивается из куска глины (рис. 21,а).Приставка ее и закрепление осуществляются после подвяливания с применением жижеля (рис. 27, б).

После выполнения всех дополнительных операций горшок или вазу срезают с круга, направляя проволоку вниз, как бы поперек окружности круга, но в то же время протягивая ее и вдоль (рис. 28,а). Сразу же на диск подливают воду и проволоку протягивают еще раз. Затем изделие можно сдвинуть или снять на подставку — ров­ную, смоченную водой, деревянную или пластмассовую доску (рис. 28,6). На этой же подставке изделие подсушивают.


Рис. 26. Оттягивание носика


 

Рис. 27. Изготовление ручки

 а - вытягивание глиняного жгута, б  - приставка ручки


Рис. 28. Снятие изделия с головки круга
а — срезание проволокой, б — сдвиг на подставку

В некоторых случаях снятое с круга изделие все же слегка деформируется. Во избежание этого надо, чтобы изделие немного упрочнилось, и только затем его можно подправлять (вдавливание, растягивание). Одним из положительных качеств выточенного изде­лия будет одинаковая толщина стенок и дна.

После того, как изделие приобретет кожетвердое состоя­ние, его, до приставки ручки, иногда  подвергают умеренному обтачиванию инструментом на том же гончарном круге. Небольшие изделия обычно обтачивают в день их изготовления. Необходимая влажность в крупных изделиях поддерживается благодаря хранению его в плотно закрывающемся шкафу или прикрыванию влажной тканью.

Так как при обтачивании требуется сравнительно небольшая скорость вращения круга, то его предпочтительно производить на круге с ножным приводом, а не с мотором.

Обтачивание инструментом в какой-то мере влияет на характер­ность гончарного изделия, что, однако, зависит и от вида инстру­мента, и от чувства меры художника.

Изготовление простого режущего инструмента. Для самостоя­тельного изготовления сталированного режущего инструмента необ­ходимо иметь тиски, ножовку, молоток, напильник и несколько полосок достаточно толстого железа.

Загнутая под прямым углом полоса металла будет достаточно удобной при ширине 2—2,5 см и длине 25—30 см. К ней можно приделать деревянную ручку; это заменит так называемую клюшку.

Некоторые мастера работают «петлей», которую делают из часовой пружины (рис. 29).

Процесс обтачивания. Горшок или вазу устанавли­вают  вверх дном на головку круга и центрируют.


 

Рис. 29. Петля из часовой пружины

Первоначально это делают при медленном вращении круга, используя в качестве ориентира концентрические окружности на дисковой площадке. При медленном проворачивании круга можно, например, большой палец правой руки держать в таком фикси­рованном положении, чтобы при «биении» ноготь сделал легкую отметку на изделии, когда оно его коснется. Можно применить для этого также карандаш и тут же легким толчком поправлять поло­жение горшка. Это умение, наблюдаемое у опытных мастеров, слагается всего из нескольких уверенных толчков в нужном на­правлении.

После центровки изделие прочно закрепляют на головке круга кусками мягкой глины с четырех сторон. Чтобы избежать при этом изменения положения отцентрированного изделия, глина должна прикладываться к нему одновременно с двух противополож­ных сторон.

Если изделие представляет собой форму с довольно узкой или высокой шейкой, то для обтачивания необходимо изготовить глиня­ный патрон (рис. 30). Толстостенный патрон, находящийся в сухом состоянии, вполне удержит горшок или небольшую вазу и даже может быть использован для обтачивания нескольких изделий. Обтачиванию помогает не только фиксация рук у корпуса тела,но и расположенные по бокам деревянные стойки-лесенки (см. рис. 103).

При вращении круга инструмент продвигают от центра дна горш­ка к краю до тех пор, пока не выровняют дно и не сделают его по толщине равным толщине стенки. Движение от центра к краю, но не наоборот, позволяет избежать возникновения напряжений в глине. Кончик режущего инструмента надо держать несколько «.смотрящим» наружу, что не даст возможности изделию свалиться при слишком глубоком врезании инструмента в дно.

После выравнивания дна инструмент прикладывают к тулову изделия, направляя движение от дна к шейке.

Изготовление деталей. При желании в дне изделия может быть сделана ножка, т. е. из дна выбрана часть глины, а снаружи обточен некоторый ее избыток  в виде   ободка.

Чтобы перейти от простого горшка к кувшину с ручкой и крышкой или к круж­ке с ручкой, нужно много тренироваться в изготовлении приставных и дополняю­щих деталей (гарнитуры), а также в их

приставке к изделию. Лучше всего начать с изготовления пивной кружки.

 

Рис. 30. Вспомогательный патрон для обтачивания узкогорлого изделия

Приготовив соответствующий кружке простой цилиндр, находят заметную, изменяющую его в композиционном отношении образую­щую линию. Она не должна казаться случайной и напоминать тот же цилиндр, но выполненный небрежно. Выточив тело кружки, его хранят влажным, пока не будет найдена форма и изготовлена ручка (см. рис. 27). Кусок глиняного ролика, как указывалось выше, изгибают по форме кружки и изыскивают удобную и компо­зиционно оправданную его конфигурацию.

Чтобы приставка была достаточно прочной, соединяемые места после подвяливания лучше всего намазать тонким слоем жижеля из той же массы (глины), а на стыках предварительно сделать несколько насечек ножом.

Чтобы изготовить кувшин и с ручкой и с крышкой, последняя должна быть сделана вскоре после снятия его с круга, так как от этого зависит правильность определения размеров крышки. Измерив кронциркулем заготовку крышки (рис. 31,а), а также размеры устья и губы кувшина, вытачивают внутреннюю сторону крышки. При измерении надо учесть толщину тонкого слоя будущей глазури на крышке и на внутренней части устья. Вслед за этим крышку снимают с круга и после некоторого подвяливания переворачивают, центрируют, закрепляют глиной и обтачивают сверху в соответствии с желаемой конфигурацией (рис. 31, б).


Рис. 31. Изготовление крышки
а — калибровка, б — обтачивание

Чтобы изготовить носик к чайнику, выполненному гончарным способом, нужно выточить полый невысокий конус, срезать его иаискось (рис. 32), отделать форму и приставить к корпусу с по­мощью жидкого жижеля. Предварительно в чайнике надо сделать отверстие или лучше — ре­шетку.

Поперечный разрез но­сика должен быть не со­всем круглым, чтобы чай­ник не «капал». Вершина носика должна находиться на уровне заливного от­верстия чайника (также и у кувшина-кофейника).

После приобретения ху­дожественного вкуса и на­выков можно осуществлять весьма разнообразные формы «отходящих» от тела носиков и даже высоко поднимать вместе с носиком шейку и устье. Места крепления ручки также можно будет композиционно варьиро­вать и придавать, например, «корню» тот или иной декор (рельеф, порезка, лепка). Не следует при этом забывать об утилитарном назна­чении сосуда и не предпочитать этому декоративный эффект.

Зашкуривание, полирование имокрая отделка губкой. Некоторые учащиеся, особенно после небрежного точения на круге, начинают слишком энергично заравнивать из­делие, например шкуркой, после того, когда оно высохнет. Однако этим злоупотреблять не следует. Умеренно оставленные следы от обтачивания инструментом и от рук харак­терны для гончарного изделия и являются неотъемлемой чертой его обработки. В противоположность этому, изделия с плоскими поверхностями (плитка, ящик или даже дно сосуда)  могут быть тщательно выровнены.

Для создания на изделии с телом враще­ния своеобразного матового блеска, который мы обнаруживаем на древнерусских и дру­гих сосудах, поверхность полировали с по­мощью  металлического   или  гладкого  каменного   инструмента.

В настоящее время изделия полируют роговым шпателем, а иногда твердой резиновой пластинкой, пустив станок и предвари­тельно проведя по поверхности предмета мокрой .губкой, пока на ней не образуется легкий слой глиняной мути. Можно полировать и мягкой щеткой с длинным волосом. Полируемое изделие в основном должно находиться в кожетвердом состоянии.

При правильном полировании глинистые частицы ориентируются в одномнаправлении.


 

Рис. 32. Носик к чай­нику из полого конуса

Надо избегать слишком высокого обжига полированных изделий, так как из нашего опыта следует, что ориен­тация частиц на поверхности при этом нарушается и блеск умень­шается. Таким образом, лощение не достигает цели.

Склеивание и исправление треснувшего сырого изделия. Если окончательно высохшее изделие оказалось поврежденным (отско­чила, например, ручка, или от­бился край носика), то оно может быгь все же починено, если оно  этого стоит.

Поврежденное изделие обрыз­гивают водой и ставят не меньше чем на сутки в закрытый шкаф в атмосферу высокой влажности.  Для соединения частей их намазы­вают тонким слоем шликера того же состава  и сразу же  прижимают друг к другу с последующим заглаживанием шва.


 

 Рис. 33. Схема последовательностиисправления трещины

 

Если на теле изделия образовалась большая трещина, то с обеих сторон вырезают V-образную канавку, тонко намазывают ее шликером и вдавливают в нее жесткую (тощую) и по возможности сухую массу (рис. 33). После этого изделие ставят в шкаф для доведения его до кожетвердого состояния, а затем заглаживают шов губкой.

Пред.     След.