Приготовление глазурей

Завески компонентов, составляющих глазурную шихту, обычно значительно меньше, чем для керамических масс. Порошкообразные материалы не следует насыпать непосредст­венно на чашку весов. Рекомендуется на обе чашки положить по половинке листа писчей бумаги.

Тщательное смешивание и помол глазурных компонентов про­изводят в основном мокрым способом в небольших шаровых мель­ницах (в масштабе мастерских), представляющих собой толстостен­ные фарфоровые сосуды-цилиндры различной емкости. Эти цилиндры или, как их называют, «барабаны», вращаются с помощью парал­лельных валков, на которых они установлены, и мотора, или как показано на рис. 157, г. В них, как и в обычных шаровых мельни­цах, мелющими телами служат кремневая галька либо фарфоровые шары или уралитовые цилиндрики, наполовину или немного больше заполняющие мельничное пространство.

В таких небольших мельницах желательно осуществлять сме­шивание и доизмельчение уже сравнительно тонких порошков. Если приготовляется, скажем, сырая глазурь, часть компонентов которой представляет собой небольшие каменистые куски, то их надо предварительно измельчить в более мощной шаровой мель­нице (рлс. 157, б) или лучше всего — на бегунах (рис. 157, б). Весьма ориентировочно можно рекомендовать при мокром помоле добавлять к 1 кг глазурной шихты 1 л воды.

Тонкость помола контролируется установленным в зависимости от размера мельницы временем измельчения и проверяется тонкими ситами. Например, фарфоровая глазурь должна почти полностью проходить через сито 10 000отв/см2. Глазури для майолики, гон­чарного товара могут быть несколько грубее и контролируются ситом 4900 отв/см2, на котором допускается небольшой остаток.

В учебных работах можно допустить определение тонкости по­мола путем растирания суспензии глазури между пальцами, при котором не должно ощущаться даже едва заметных крупинок.

Перед применением глазурный шликер обязательно надо про­цедить через сито средней тонкости. От тонкости помола зависит температура созревания глазури и другие ее качества.

Эффективное смешивание и  измельчение достигаются тогда, когда найдены оптимальные режимы работы мельницы (см. рис. 96).  Последнюю  можно  загружать   наполовину   шарами; измельчаемый материал заполняет пустоты между ними.

После измельчения, не давая глазурной суспензии отстояться, ее вместе с шарами выгружают на крупное сито, на котором остаются шары. Затем мельницу и шары споласкивают водой, собирая ма­териал в один сосуд.

Если измельчалась фритта, то лучше пропустить ее через тонкое ,сито, так как иногда часть стеклообразного состава окатывается в довольно крупные шарики, которые можно доизмельчить.

Опорожненная мельница должна быть тщательно вымыта, а если в ней измельчались окрашивающие вещества, то для ее очистки необходимо измельчить в ней песок и содержимое выбросить.

Пропущенная через сито 900—1 600 отв/см2 готовая глазурь должна иметь удельный вес 1,40—1,50, а иногда несколько меньше, если она предназначена для пульверизации.

Для поддержания глазури во взвешенном состоянии и для луч­шего сцепления ее с черепком, особенно если она фриттованная, в нее часто добавляют небольшое количество беложгущейся глины (лучше к концу измельчения). Любые глинистые добавки (и для введения А1203), с нашей точки зрения, не следует загружать пол­ностью одновременно с непластичными материалами, так как измельчение при этом замедляется. Глина нуждается в основном лишь в распускании и смешивании, ибо ее частицы достаточно мелки от природы. При использовании глазури в некоторых случаях полезно добавление небольших количеств клеящих веществ, напри­мер крахмала, гуммиарабика и др. Это необходимо при глазурова­нии кистью, ибо при этом поры черепка не так быстро отнимают воду от кисти и можно нанести более равномерный и прочный слой фрит­тованных глазурей.

Некоторые качества глазурной суспензии зависят не только от ее удельного веса (плотности). Иногда через небольшой промежутоквремени глазурь из-за частичного растворения компонентов, со­ставляющих ее или фритту, разжижается или коагулирует, что ведет к изменению вязкости и к расслаиванию суспензии.

Присутствие только глины или только изменение содержания воды может оказаться недостаточным для сохранения оптимальных свойств суспензии. В случае, например, коагуляции рекомендуется добавлять, так же как в литейный шликер, немного жидкого стекла или фосфорнокислого натрия, создающих щелочную среду. Нао­борот, для повышения вязкости и предотвращения, таким образом, расслаивания добавляют уксусную или соляную кислоты.

Фриттование. Компоненты, составляющие шихту, идущую для фриттования (полевой-шпат и т. п.), не обязательно слишком тонко измельчать. Но они должны быть хорошо смешаны в сухом состоя­нии, чему весьма способствует двух- или трехкратное пропускание смеси через сравнительно крупное сито (64 отв/см2). После этого шихту загружают в огнеупорный тигель (например, шамотный). Если известно, что расплав не может быть в дальнейшем вылит в воду, то для лучшего отставания фритты от стенок тигля реко­мендуется предварительно промазать его суспензией каолина. При­ставший каолин можно сошлифовать на наждачном круге.

Чтобы избежать при плавлении разбрызгивания шихты и для обеспечения возможности по мере плавления добавлять шихту, тигель заполняют лишь немного больше чем на половину его вы­соты.

В шихту фритты часто добавляют красители, которые плавят совместно с ней, или добавляют их при помоле фритты.

Лучше всего смесь доводить до плавления, а не до спекания, так как спеки часто заметно растворимы в воде. Сплавление происходит обычно при температуре 1200—1300° С. Готовность фритты можнс установить по отсутствию «узелков» в нити застывающего расплава вытянутой с помощью железного прута.

При готовности содержимое тигля быстро выливают в таз с во­дой, стараясь перемещать направление струи по зеркалу воды. Высушенная фритта (гранулят) довольно легко дробится даже в фарфоровой ступке; по мере измельчения ее пропускают через крупное сито, а затем подвергают более тонкому измельчению в мель­нице.

В учебных мастерских можно производить фриттование в обычной обжиговой печи, не выливая расплав, но лучше иметь для этого не­большую горшковую печь, из которой в зависимости от конструкции можно или выпустить расплав снизу, или вынуть его вместе с тиглем щипцами (см. рис. 164, д). Сплошь и рядом фриттуются не все ком­поненты, составляющие глазурь, а только растворимая их часть. Остальные добавляют при помоле фритты («на мельницу»).

Высохший глазурный шликер может быть восстановлен до не­обходимой плотности путем добавления воды и тщательного разме­шивания. Здесь перед каждым глазурованием суспензия должна пропускаться через возможно тонкое сито.

 

Пред.     След.