Пути возрождения и развития промысла

Красивое нужно сохранить, взять его за образец,
исходить из него, даже если оно «старое».
Почему нам нужно отворачиваться от истинно прекрасного [...]
как от исходного пункта для дальнейшего развития,
только на том основании, что оно «старо»?
В. И. Ленин


в Каргополе, в небольшом деревянном доме, не отличающемся от стоящих с ним по соседству на Архангельской улице, разместилась мастерская каргопольской игрушки. Зайдешь внутрь и сразу попадаешь в пестрый, радостный мир — в глазах рябит от многоцветия красок! Игрушки здесь повсюду: одни, только что слепленные, подсыхают на печи, другие уже оделись в жаркий кадмий, холодный кобальт, тихую охру и стоят на стеллажах. Тут и розовощекие бабы в кокошниках, и приветливые девушки в перевязках, и свистульки с головами утушек и коней, и старики, плетущие лапти, собирающие грибы или читающие большую книгу. Есть здесь и бородач с гармонью в руках, в красной рубахе и лаптях на двухголовом коне —«тянитолкае», и старики, возвращающиеся с базара с покупками или разметающие у избы снег, толкущие в ступе льняное семя или держащие в лукошке курицу, гармонисты и балалаечники, бабы с полотенцами и муфтами.
Но среди многих сотен фигурок, простых и сложных композиций, порой и забавных, вам, к сожалению, редко посчастливится встретить работы, несущие черты подлинной самобытности. Почти все фигурки на одно лицо, и лишь авторы отличат их друг от друга.


А. Ф. Шевелева. Косарь. Крестьянка с младенцем. 1970-е гг.

Возможно, это однообразие объясняется тем, что многие лепщики прошли обучение у художника мастерской Александра Петровича Шевелева и еще только начинают обретать свой особый творческий почерк.
Пред.     След.