Пути возрождения и развития промысла 2

Немалую роль сыграла и губительная для народного промысла стандартизация: ведь делать-то игрушки необходимо лишь по утвержденным в Архангельске образцам. Что может больше обезличить творческую индивидуальность гончаров? Хочешь, не хочешь, а игрушка должна быть определенного размера, линия идти ровно, краска лежать плотно. Поэтому фигурки получаются хоть и аккуратные, нарядные, но бездушные. А когда сравнишь их с произведениями И. В. и Е. А. Дружининых, У. И. Бабкиной, А. В. Завьяловой, А. Е. Дружининой, невольно заметишь большую разницу: нет в них законченности форм, ясности цветового строя, живого чувства природы. Каждая из игрушек старых мастеров как бы окрашена личным восприятием окружающего мира, в них бьется пульс напряженной внутренней жизни.
В каргопольском цехе глиняной игрушки трудилось несколько гончаров. Наряду с мастерами-надомниками Д. В. и К. П. Шевелевыми, С. И. Рябовым, С. Е. Дружининым, пришла сюда работать и увлеченная красотой и мудростью народного искусства молодежь. Сменили свои профессии штукатур Тамара Серафимовна Водяницкая, педагог Светлана Николаевна Яковлева, швея Анна Федоровна Шевелева, Евгения Александровна Пискунова и другие. Сегодня их двадцать семь человек, и всех объединяет одно желание — дать каргопольской игрушке вторую жизнь, чтобы не угас огонек древнего промысла.
Несколько недель художник мастерской «приучает» своих подопечных к глине, показывает им последовательность операций в работе, вместе с каждым лепит и красит игрушки. А вскоре ученики уже должны были делать товарную продукцию. Ту самую, которая поступает на прилавки магазинов, в художественные салоны и так же, как изделия других промыслов, определяет лицо современной игрушки.
Постоянно работая в мастерской, гончары совершенствуют свое умение, из месяца в месяц выполняют план. О них пишут в газетах, игрушки показывают на выставках, снимают в кино. Но здесь еще много нерешенных проблем, сковывающих творческую работу и тормозящих развитие индивидуальных способностей.
Пред.     След.