Пути возрождения и развития промысла 3

Мы становимся свидетелями нового явления в области народного творчества Если раньше мастер с детства впитывал в себя не только основы будущего ремесла, но и образный строй своего искусства, тесно связанный с его повседневной жизнью, то сегодня в промыслы приходят люди, что называется, «со стороны», сложившиеся в иной социальной среде, с иным кругом вкусов и интересов. Они осваивают приемы работы, учась у старых мастеров. Среди них выявляются способные и даже одаренные умельцы. И теперь особенно важно, чтобы произошло их органичное вживание в традиционный промысел, родилось постижение характера чувства и мыслей народного мастера. Серьезное опасение в творческой жизни промыслов вызывает сегодня все больший отход от образного мышления, присущего народному искусству — старому и новому. Ему на смену приходит чуждый здесь натурализм со стремлением сделать все «похожим на жизнь».
Поскольку новое время несет свои идеалы и представления, неверно было бы требовать от современного мастера лишь повторять, а то и просто копировать старые, пусть даже превосходные образцы. Это путь, обрекающий творческий коллектив на духовное вырождение. Истинный мастер не будет обыгрывать и перепевать то, что ему чуждо или непонятно. Что не отзывается в душе родным и близким — для него мертво. Не отказываясь от нового жизненного содержания, опираясь на традиционные навыки и приемы работы, такой мастер станет искать истоки своих образов в народном мировоззрении, в эстетических идеалах народа, в его художественном восприятии цвета, пластики, формы. Например, цвет может нести содержательную символическую нагрузку.


У. И. Бабкина. Кузнец. 1969

Пред.     След.